Педагогика в системе наук о человеке. Объект, предмет, функции педагогики. Гуманистическая направленность современной педагогики

Педагогика означает детоводство или дитяведение. Каждый человек опытным путем приобретает определенные пед. знания, устанавливает некоторые зависимости между различными пед. явлениями. Народная педагогика не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше пед. науки, образования как соц. института и первоначально существовала независимо от них. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять пед. процессом развития личности. Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета. Существует три подхода (концепции) на педагогику. Представители первой считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Предмет педагогики — это образование как реальный целостный пед. процесс, целенаправленно организуемый в спец. соц. институтах. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она осуществляет в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: описательном, диагностическом, прогностическом. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный,

преобразовательный, рефлексивный.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалка по педагогике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *