Формирования цен в условиях рыночной экономики

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

Цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена — денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции:

  • учетную;
  • стимулирующую;
  • распределительную.

В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции.

Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, НДС и других форм централизованного чистого дохода поступающего в бюджет государства, региона.

Цены классифицируются по разным экономическим признакам: По степени регулируемости:

А) свободные цены, складываются на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Б) регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения.

В) фиксированные цены устанавливаются государством в лице органов власти и управления на отдельные виды товаров и продукции.

По характеру обслуживаемого оборота.

Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • товары на платежные услуги, оказываемые населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Товаропроизводители реализуют свою продукцию торговым предприятиям по договорным ценам, т.е. отпускная цена устанавливается по договоренности сторон.

Оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают производственную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволит им продолжить и развивать свою деятельность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

При обосновании отпускной цены, которая отражается в договоре, производственное предприятие составляет ее расчет по элементам. Такими элементами являются:

фактическая себестоимость продукции, т.е. валовые затраты сырья, материалов и топлива, по оплате труда работников, амортизации или аренде основных фондов, содержанию помещений, сбыту и т.п.;

прибыль, величина которой проектируется с учетом различных факторов (уровень прибыли на вложенный капитал, удовлетворяющий мотивацию экономической деятельности, обеспечение конкурентного успеха и т.д.);

НДС, размер которого устанавливается законодательными актами;

акцизный налог на некоторые предметы народного потребления (винно-водочные и табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные и меховые изделия, ковры, одежда из натуральной кожи и др.);

Кроме того, в оптовую (отпускную) цену включаются издержки снабженческо-сбытовой организации. Издержки и прибыль составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).

Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуются сельскохозяйственная продукция предприятиям, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями.

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.

Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.

Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.

Биржевая цена — цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях.

Договорная (контрактная) цена — это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.

i-po.ru » Шпаргалки по экономике
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *