Маркетинговая окружающая среда представляет собой совокупность различных элементов рынка, множество постоянных и переменных маркетинговых данных, систему маркетинговой информации, с которыми предприятие должно взаимодействовать и которое оно должно анализировать.
С точки зрения влияния факторов на фирму различают:
микросреду, когда факторы влияют непосредственно;
макросреду, когда факторы влияют опосредованно.
Микросреда и макросреда в конечном итоге образуют внешнюю среду.
С точки зрения влияния фирмы на факторы различают:
неуправляемые факторы — факторы, на которые фирма не может оказывать практически никакого влияния;
управляемые факторы — факторы, которые зависят от деятельности самой фирмы и которые она может контролировать;
полууправляемые факторы — факторы, на которые фирма влияет относительно.
Микромаркетинговая среда — это совокупность объектов на рынке, на которые фирма может непосредственно влиять и воздействовать.
Основными факторами маркетинговой микросреды являются: конкуренты; контактные аудитории; поставщики; банки; посредники; потребители; страховые организации; персонал; стратегия маркетинга; выбор целевых рынков; вид маркетинга; комплекс маркетинга; организация службы маркетинга.
В маркетинговую микросреду входят контакты фирмы с конкурентами, потребителями, государственными и муниципальными учреждениями, поставщиками и т.д.
Макрофакторы маркетинговой среды — это факторы маркетинговой среды, которые мало подвержены влиянию фирмы и носят во многом форсмажорный характер.
Основными факторами маркетинговой макросреды являются: экономические; демографические; социальные; природные; политические; культурные; экологические; научно-технические.
Состояние демографических факторов оценивается по данным переписи населения, в которых указываются: пол, возраст, место рождения, родной язык и гражданство, образование, национальность, состоянии в браке, источники средств жизни, наличие работы.
Состояние экономических факторов определяется прежде всего ориентацией экономики на структуру хозяйства и состоянием финансовой системы в стране.