В соответствии с Законом № 129-ФЗ, инвентаризация одно из обязательных условий, обеспечивающих достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации.
Инвентаризация {от лат. – опись} – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета, отраженным на счетах.
Количество, порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно. Проведение инвентаризации обязательно:
1. при смене материально ответственного лица;
2. при передаче имущества в аренду, выкуп, продаже, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
3. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
4. при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5. в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6. при реорганизации или ликвидации организации;
7. в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Правила проведения инвентаризации определены в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Согласно данного нормативного документа, основными целями инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия имущества;
2) сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.
Обычно инвентаризацию проводят не ранее 01 октября отчетного года, основных средств – не ранее 01 ноября, затрат незавершенного строительства – не ранее 01 декабря. При этом инвентаризация основных средств может проводится 1 раз в 3 года, а библиотечного фонда – 1 раз в 5 лет. Денежные средства и документы проверяют не реже 1 раза в месяц, расчеты с банками – на первое число каждого месяца, расчеты с дебиторами и кредиторами – не реже 2 раз в год.
Для проведения инвентаризации в организациях создаются постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ формируются и рабочие инвентаризационные комиссии. В ее состав включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.
Процесс инвентаризации можно разделить на следующие этапы:
1. Подготовительный этап. До начала инвентаризации проводится ряд подготовительных мероприятий. Пломбируются места хранения подлежащих проверки ценностей. Инвентаризируемые ценности раскладываются по стеллажам, полкам, т.е. приводятся в состояние, пригодное для проверки. Проверяется все весовое, измерительные приборы и сроки их клеймения.
Перед проведением инвентаризации все первичные документы по приходу и расходу должны быть составлены и предъявлены комиссии или сданы в бухгалтерию, а от материально ответственного лица получены расписки о том, что на дату проведения инвентаризации нет не оприходованных или не списанных в расход отдельных наименований имущества.
Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем комиссии с указанием “до инвентаризации на “ “ {дату}”. После этого бухгалтерия формирует учетные остатки отдельных видов имущества на дату инвентаризации.
2. Этап проверки фактического наличия имущества и обязательств. Проверка материальных ценностей проводится по местам их нахождения. Снятие фактических остатков ценностей осуществляется в присутствии материально ответственного лица путем пересчета, перемеривания, перевешивания.
Результаты инвентаризации необходимо оформлять Типовыми формами первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
Фактические остатки по каждому наименованию имущества комиссия вносит в инвентаризационные описи по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в текущем бухгалтерском учете. Описи составляются в двух экземплярах, один экземпляр заполняет член инвентаризационной комиссии, а другой – материально ответственное лицо. Постранично в конце каждого лица инвентаризационной описи прописью показывается число порядковых номеров внесенных наименований товарно-материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, независимо от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны. Незаполненные строки в инвентаризационных ведомостях прочеркиваются.
Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов как основание достоверности снятых в процессе проверки фактических остатков отдельных наименований имущества прилагаются к инвентаризационной описи.
3. Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств по данным первичных документов и бухгалтерского учета.
4. Сравнительно-аналитический этап. Производится сравнение фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете. По фактам расхождений необходимо получить письменные объяснения от материально ответственного лица.
На последней странице описи делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку. Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. По результатам данного этапа все предложения комиссии обобщаются в унифицированной форме Инв-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».
5. Заключительный этап. Ведомость учета результатов инвентаризации подписывается главным бухгалтером и руководителем одновременно с изданием приказа об утверждении результатов инвентаризации. Приказ служит основание для отражения результатов инвентаризации в учете.
По имуществу, при инвентаризации которого были выявлены расхождения, бухгалтерия составляет сличительные ведомости. Результаты такого сличения – излишки и недостачи – отражаются в ведомостях с указанием количества по группам, видам и сортам. Излишки и недостачи ценностей в сличительных ведомостях показывают в оценке принятой в бухгалтерском учете. Ценности, по которым расхождения не выявлены, в сличительных ведомостях приводятся общей суммой. Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в соответствии с Законом РФ О бухгалтерском учете и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Излишки выявленных ценностей подлежат оприходованию по рыночной стоимости с отнесением сумм излишков на финансовые результаты:
Дт 01, 10, 11, 41, 43, 50, 58 Кт 91-1
Недостачи ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля на счете 94 по учетной стоимости: Дт 94 Кт 01, 10, 11, 41, 43, 50, 58
В зависимости от причин возникновения недостач порядок списания их будет разным:
• недостачу товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списывают на издержки производства или обращения:
20, 23, 25, 26, 29, 44 Кт 94
• недостачу ценностей сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц по рыночной стоимости:
Дт 73-2 Кт 94 – на учетную стоимость;
Дт 73-2 Кт 98 – на разницу между рыночной и учетной стоимостью.
• при отсутствии виновных лиц или отказе суда во взыскании с виновного лица недостачи списывают на финансовые результаты: Дт 91-2 Кт 94. При этом суммы НДС со стоимости недостающих ценностей подлежат восстановлению:
Дт 94 Кт 19 – если НДС не отнесен на расчеты с бюджетом;
Дт 94 Кт 68 – если НДС отнесен на расчеты с бюджетом
Инвентаризации подлежат все виды текущих обязательств с целью подтвердить обоснованность числящихся сумм по расчетам с бюджетом, покупателями, поставщиками, персоналом организации и с остальными дебиторами и кредиторами.
Инвентаризация текущих обязательств проводится обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в целях подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета, а также в другие сроки, предусмотренные законодательством.
По результатам инвентаризации текущих обязательств с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами составляется акт инвентаризации, форма № Инв – 17, с раздельным отражением состояния расчетов в части дебиторской и кредиторской задолженности. К акту прилагается справка, указывающая природу возникновения текущих обязательств по каждому дебитору и кредитору, наименование документа, подтверждающего наличие задолженности, и лицо, виновное в пропуске срока исковой давности.
По результатам инвентаризации расчетов с банками и бюджетом в бухгалтерской отчетности не должно быть неотрегулированных сумм. По другим расчетам их участники приводят данные в отчетности в суммах, ими согласованных. При отсутствии согласованности каждый из участников показывает данные, вытекающие из его текущего учета.
Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовой бухгалтерской отчетности.