ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ — основные умения, которые определяют развитие ребенка в данный момент и являются благоприятными предпосылками для следующего развития.
Наиболее важным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка является первый год жизни. Его отличительные особенности:
более быстрый в сравнении с другими возрастными периодами темп физического и нервно-психического развития,
тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития,
проявление сенсомоторной потребности,
ярко выраженная эмоциональность,
большая ранимость организма и относительно низкая сопротивляемость к разным заболеваниям,
потребность в общении со взрослыми, высокая пластичность нервной системы.
Задачи воспитания:
— обеспечение полноценного физического развития детей, охрана и укрепление их здоровья, формирование движений, воспитание элементарных навыков аккуратности и опрятности, положительного отношения к режимным процессам;
— с целью умственного воспитания своевременное формирование ориентировочной активности, расширение сенсорного опыта детей, развитие умения действовать с игрушками и предметами быта, развитие понимания речи, подготовительных этапов активной речи;
— формирование предпосылок нравственного поведения, т.е. положительных привычек, предупреждение появления отрицательных, поощрение активности и самостоятельности во всех видах деятельности, воспитание доброжелательного отношения ко взрослым и детям;
— для развития предпосылок эстетического восприятия продуманная организация предметной среды, систематическое осуществление музыкального воспитания.
Первый год жизни условно делится на следующие этапы:
I этап — от рождения до 2,5-3 мес. (на этом этапе выделяется период новорожденное™ — первые 3-4 недели);
П этап — от 2,5-3 мес. до 5-6 мес;
Ш этап — от 5-6 мес. до 9-Ю мес;
1У этап — от 9-Ю мес. до I года.
На I этапе ведущими линиями развития являются:
— развитие зрительного и слухового сосредоточения;
— развитие эмоционально-положительных реакций, формирование «комплекса оживления»;
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ — сочетание эмоциональных (улыбка), голосовых (гукание) и двигательных (движения рук и ног) реакций.
— формирование умення лежать на животе, приподняв голову и опираясь на предплечья.
Для П этапа характерны следующие линии развития:
— формирование зрительных и слуховых диффереицировок;
— развитие умения тянуться к игрушкам, брать их в руки;
— формирование первых голосовых реакций (гуления и лепэта);
— дальнейшее совершенствование умения лежать на животе, прогибаясь в пояснице и удерживая голову.
На Ш этапе ведущими линиями развития являются:
— формирование умения совершать целенаправленные действия с предметами;
— дальнейшее совершенствование лепета;
— начало становления пассивной речи (слышит, понимает, но не раэ-говаривает);
— развитие ползания.
Для 1У этапа характернмми являются такие линии развития:
— формирование результативных действий с предметами;
— появление первых осмысленных слов;
— дальнейшее развитие пассивной речи;
— формирование умения самостоятельно ходить.