Формы организации трудового воспитания дошкольников

Содержание труда реализуются в разных формах организации: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребёнку просьбой взрослого выполнить какое-либо

трудовое действие.

Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. (А.Д. Шатова, В.Г. Нечаева)

Поручения делятся:

— по форме организации — индивидуальные, подгрупповые, общие.

— по продолжительности — кратковременные или длительные.

— по содержанию — соответствуют видам труда.

Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет. В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения.

В старших группах более сложны и по содержанию, и выполнению, и по степени ответственности за результат.

Дежурства – впервые исследована З.Н. Борисовой (1953). Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Общий, совместный, коллективный труд- данная форма организации труда детей прежде всего способствует решению задач нравственного воспитания.

Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребёнок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общей труде, — единая.

Коллективный труд предполагает, что дети наряду с трудовыми, решают и нравственные задачи: договаривают о разделении друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

Общий труд возможен в средней группе, совместный и коллективный только в старшей и подготовительной к школе группе.

Коллективный труд может быть как общим, так и совместным, но не каждый общий или совместный труд может быть коллективным.

3. Воспитание гуманности у детей на каждом этапе дошкольного возраста.

Гуманизм — выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте — эмпатии.

Все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования JI. А. Пеньевской, А. М. Виноградовой, И. С. Деминой, JI. П. Князевой, JI. П. Стрелковой, А. Д. Кошелевой, И. В. Княжиной, Т. В. Черник и др. Воспитание гуманности в раннем возрасте.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего возраста.

а) проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку), б) обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). в) запрет на проявление недоброжелательности по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется), г) оценка действий (положительных и отрицательных). Воспитание гуманности в младшем дошкольном возрасте. Ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям и природе у детей младшего возраста являются: 1. пример взрослых 2. организация педагогических ситуаций, в которых ребенок упражняется в положительном поведении. 3. оценка взрослых (похвалой). Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются: 1. сам взрослый как носитель положительного способа поведения; 2. произведения фольклора — песенки, потешки, сказки. Воспитание гуманности в среднем дошкольном возрасте.

Происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей.Главными остаются: 1. совместная деятельность со взрослыми, 2. разъяснения взрослого, 3. организация практики поведения. 4. решение логических задач (как бы ты поступил..)

Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: — переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), — переживание — утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») — переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».Воспитание гуманности в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.Воспитатель организует(основной метод) — этические беседы с детьми. Формы проведения: индивидуально, подгруппами, фронтально. Требования к этическим беседам:

1. опора на жизненный опыт детей; 2. соответствие возрасту, и усложнение задачи от возраста к возрасту; 3. конкретность обсуждаемых ситуаций; 4. наличие ситуации выбора и противоречий; 5. связь с последующей деятельностью и практикой поведения; 6. соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; 7. не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.

Структура этической беседы: 1. Слушание короткого рассказа, просмотра фильма, разыгрывание сценки,; 2. Обсуждение морали. 3. Проведение практикума: упражнения в словах, выражающих чувства, овладение способами морального поведения.

Важнейшее условие и метод воспитания гуманности у дошкольников – пример взрослого.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпаргалки по дошкольной педагогике №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *