17. Западная патристика. Философские идеи Аврелия Августина

Крупнейший средневековый философ, виднейший представитель «отцов церкви». Он оказал сильнейшее влияние на всю жизнь средневековья.

Родился в г. Тагаст (Северная Африка) – современный Алжир, в семье среднего рабовладельца (отец – язычник, мать – христианка). В Карфагене, Риме и Милане изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину. Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме, добре и зле. Позже в ее мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников. Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387г., прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия. Позже он был сам с сан епископа североафриканского города Гиппо, где умер в 430 году.

Августин оставил после себя богатое литературное наследство. Им написаны: «О блаженной жизни», «Об учителе», «О свободе воли» и д.р..

Способ изложения материала в трудах Августина соответствует его бурному, неспокойному характеру; писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции к другой. Его творчество не образует единой системы. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Христианской основе своей философии Августин предавал огромное значение. Он сделала Бога центром философского мышления, его положение было теоцентричным. Из принципа, что Бог – первый, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Без Бога нельзя ничего не совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественного.

Оценка добра и зла в мире, их различия, были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение Бога не может быть не добрым. С другой стороны, существование зла закономерно.

Этике Августина присуще то, что он, приписывая злу другое происхождение, шел к добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от Бога, это продукт Божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро.

Он отвергает взгляды античных философов, которые время ставят в зависимости от движения небесных тел: ведь и они созданы Богом. Согласно его пониманию, время является мерой движения и изменений, присущих всем «сотворенным» конкретным вещам. Перед сотворением мира время не существовало, но оно проявляется как следствие божественного творения. Меру изменений вещам дал Бог.

Августин попытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслится как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой – считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, с другой – она сверхъестественный дар. Все переплеталось в его творчестве. Он имел много последователей.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №1
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *