9. Концепция «идей» Платона. (427 – 347 гг. до н.э.)

Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они — более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи — модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» — есть Благо в себе.

Человеческая душа подобна идее. Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей;

2) чувственной. Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело — темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.

Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков также считает истинное знание. Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верного, объективного знания. Работа с понятиями по установлению родо-видовых отношений получила название диалектики.

Основная задача и предмет философии — познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей — идей.

Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального;

Идеи претендуют на роль «действительной» реальности.

Философия Платона — объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо от сознания людей.

Идея мыслится им как нечто неизменное и тождественное себе, а материя — как «начало иного» — изменчивого, текучего, непостоянного. Она — принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема.

По Платону, вещи и явления мира «становления» не могут стать предметом научного знания в силу их материальности.

Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности.

Идея, по Платону, – это идеальный прообраз вещи, ее совершенный образец. Для каждой вещи имеется образец, совершенная копия идеи, а идея – недосягаемый образец, к которому вещь стремится как к своему пределу, но никогда его не достигает.

Идеи образуют целый мир (идеи эстетические, моральные, идеи телесных образований, идеи математических фигур и т.д.). Эти идеи никем и ничем не порождены и неизменны. Идеи бестелесны. Местопребывание идей – какие-то «наднебесные места», к которым не могут быть в строгом смысле приложимы определения пространства, времени и числа.

Мир идей есть мир подлинного, то есть вечного и неизменного бытия. Мир чувственных вещей – это мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости; все чувственные вещи и все их свойства относительны, преходящи, текучи, ограничены условиями пространства и времени.

Исходя из того, что мир идей лежит в основе мира вещей, Платон объясняет природу человеческих знаний. Познание есть воспоминание. Ибо до своего вселения в телесную оболочку душа пребывает в идеальном мире и созерцает там идеи. Но, соединившись с телом, она забывает то, что знала. Память о том, что она когда-то созерцала, сохраняется лишь в глубине души. Восприятие материальных предметов напоминает душе об идеях, созерцавшихся ею, и позволяет вспомнить позабытые ею знания о них

«Идея всех идей» – идея Блага. Таким образом, Платон противопоставил идеальный мир чувственному миру не только как сущность – явлению, но и как благое – злому.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *