17. Сущность революционного переворота, совершенного в теории познания И. Кантом

Философия Иммануила Канта (1724-1804) открывает собой одну из самых влиятельных традиций в европейской философии конца XVIII — начала XIX в. Фигура Канта вполне может служить своеобразным масштабом времени: историю мысли можно разделить на два этапа —- до Канта и после Канта. В значительной мере можно сказать, что тот уровень познания, который был достигнут Кантом в конце XVIII в., современная наука освоила лишь в середине XX в. Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

Естественнонаучные исследования убедили Канта в наивности метафизического мышления. Кант критически относился как к эмпиризму, так и к рационализму. Эмпиризм его не устраивает, так как делает ставку на ощущения и игнорирует теоретические суждения, всеобщие истины. Рационализм же игнорирует чувственный опыт как предпосылку теории.

Это заставило Канта обратиться к методологии познания мира, создав философию критической направленности. По его мнению, критическая философия должна раскрыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру.

Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет познания. Согласно Канту, нужно изучать не вещи сами по себе, а необходимо исследовать границы познавательной деятельности, которая происходит по своим законам, установить ее пределы. Это и является предметом философии.

В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение дел (например, теория призраков Бэкона). Кант ставит задачу по-другому: необходимо установить различие между субъективными и объективными элементами знания. Кант переосмысливает само понятие субъекта познания. Он различает два уровня в субъекте познания: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному — надиндивидуальное начало в человеке, т. е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

И. Кант пытался уяснить возможности и границы познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является «чистый разум». Чистый разум — это способность к теоретическому, т. е. научному, мышлению. Этим он отличен от практического разума — способности человека строить свои отношения с другими людьми.

Согласно Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга, но и заключают ограничения внутри себя. Это означает, что разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования.

Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. В этом состояло великое открытие И. Канта — он показал, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других процессов. Гносеология может быть построена как точная наука. Построению такой науки посвящена значительная часть творчества Канта. Она во многом совпадает с его философией в целом.

Сам Кант сравнивал свой подход с революцией, совершенной Н. Коперником. Переворот, произведенный Кантом, состоял в том, что мыслитель предложил переместить центр рассмотрения с того, «что познается», на то, «с помощью чего и как познается». Кант выделяет три формы, или три главные способности, познания — чувственность, рассудок, разум. Однако они интересуют мыслителя лишь постольку, поскольку участвуют в производстве знания особого типа — знания всеобщего и необходимого. Это то самое знание, которое со времени Декарта только и может считаться подлинно научным.

Такое знание выражается через суждения определенного типа. Согласно Канту — это «априорные (доопытные) синтетические суждения». Их отличают две характеристики: они не вытекают из опыта; в них полагается нечто новое. В аналитических суждениях истина имеет всеобщий характер.

По Канту, вещь сама по себе непознаваема, т. е. она не может быть представлена в сознании в полном объеме. Мы познаем явления (феномены), а не сущность (ноумены). Феноменальное знание есть знание научное, логичное, теоретическое. Это знание не обо всех, но только о самых существенных чертах, об общих закономерностях. Дальше этого наука идти не в состоянии. Вещи сами по себе остаются вне пределов ее досягаемости. Мир в целом не познается средствами науки.

Кант убежден, что и этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Кант утверждает автономию нравственности от религии.

Построить этику но образцу науки — значит создать учение об универсальной человеческой нравственности. Научная этика сходна с математикой и естествознанием в главном — ее истины должны быть необходимыми и все общими. А значит, они должны опираться на естественный свет человеческого разума, как на него опирается наука.

Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам. Условных императивов (повелений) может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безусловный — правило, одинаково обязательное для всех людей. Категорический императив выражает понятие безусловного и всеобщего долженствования. Он столь же естественен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят всеми людьми.

Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

Кантовский категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности. С этой точки зрения человек не может быть принесен в жертву ни «общему благу», ни светлому будущему. Высшим мерилом отношений между людьми с позиции категорического императива является не чистая полезность, а значимость личности. Единственное и достаточное его основание — человек как разумное существо.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *