20. Становление неклассического типа философствования: волюнтаризм А. Шопенгауэра, христианский предъэкзистенциализм С. Къеркегора

Иррациональная «философия воли» А. Шопенгауэра (1788—1860) гласит: разум вовсе не самостоятелен, но лишь обслуживает побуждения иррациональной воли.

Воля — это порыв, существующий и в природе, и в человеческой душе, и в обществе. Воля к выживанию безосновна и беспричинна. Бесцельная потребность жизни порождает все явления и процессы в мире. И если воля, как основа мира, не разумна, то и мир, по сути дела, не разумен. История лишена всякого смысла, время враждебно человеку, оно безжалостно. С помощью религии и концепции бессмертной души человек пытается победить время, но это иллюзия. В целом жизнь людей — это безнадежное длительное угасание. Человек может прожить достойно, только искоренив в себе все аффекты, вызванные волей. Шопенгауэр ссылается на понятие нирваны, зовущей к отрицанию иллюзорного мира, — одно из важнейших понятий древнеиндийской философии. Таким образом, Шопенгауэр приходит к отрицанию морального прогресса и возможности построения разумного государства.

Философия Артура Шопенгауэра исходит из первичности воли и вторичности всех остальных проявлений человека. «Я мыслю…» Декарта он перефразировал на «Я желаю, я хочу, следовательно, существую».

Желание — первичнее и фундаментальнее, чем мышление и тем более доброта или сострадание. Воля всеобща, универсальна для всего живого. Именно воля воплощается в силе и двигает миром. Воля не только универсальна, но и бессмертна. Она единственная реальность, не нуждающаяся в более прочном фундаменте, поскольку волею все движется и она — ключ к объяснению всего происходящего. Согласно Шопенгауэру, «воля — сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв, — такой она проявляется еще в неорганической и растительной природе и ее законах, как и в растительной части нашей собственной жизни». Воля самодостаточна. С ее помощью можно все объяснить, но ее саму нельзя понять, разумно постигнуть. Вот почему наука беспомощна в объяснении тех процессов, которые происходят в природе и обществе. С этих позиций Шопенгауэр критиковал предшествующие философские концепции, особенно Гегеля, называя его «великим бумагомарателем», который ищет в потоке человеческих страстей некие закономерности.

Датский философ С. Кьеркегор считал, что наука, рациональное знание не могут объяснить природу и сущность человека. В лучшем случае можно охарактеризовать его существование, но это следует делать и возможно сделать лишь на иррационано-чувственном уровне. Существование — это постоянное изменение отдельного человека во времени, выражающееся не в понятиях, а в чувствах, переживаниях. Человек ощущает свое существование не всегда, а лишь в момент выбора, в ситуации «или — или» (так назвал философ одну из своих работ). Кьеркегор выделял три уровня существования. Первый уровень — эстетический. На этом уровне человек погружен в чувства. Символ этого уровня — Дон Жуан, стремящийся все испытать и всем насладиться. Однако это стремление заканчивается в конечном счете разочарованием. Второй уровень — этический. Здесь господствует долг. Человек добровольно подчиняется нравственному долгу. Символ — Сократ, выпивший яд по приговору неправедного суда. На этом уровне человек полностью зависим от внешнего мира. Третий уровень — религиозный. Человек здесь не подчинен внешнему воздействию, он поднимается выше морали, становится абсолютно свободным. Символ — Авраам, мечущийся в выборе между требованием Бога убить сына и отцовским чувством. Именно в подобном выборе, считал Кьеркегор, заключено подлинное существование (экзистенция), характеризующая сущность человека.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *