22. Философия психоанализа

В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии, как вместе взятые, так и по отдельности. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников 3. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению психоанализа. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, учение 3. Фрейда. Сердцевину его образуют концепции, объясняющие устройство психического аппарата и природу психоневроза. В их основе лежит идея бессознательного. Бессознательное («Оно») представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы (желания) и вытесненные из сознания идеи. От сознания бессознательное отгорожено областью предсознательного (разумное «Я» человека, память, мышление). Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного и представляющих их идей, сообразуясь с реальностью внешнего мира, сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание. К числу таких путей относятся сновидения, обмолвки, юмор, а также явления психической патологии. Другим краеугольным камнем теории Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. С точки зрения этого учения процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс последовательных превращений его сексуального инстинкта.

Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками. Среди них наиболее известным стал А. Адлер, который разработал собственную теорию, названную им «индивидуальной психологией». В основе его понимания психической болезни лежала идея компенсации чувства неполноценности, порожденного каким-либо телесным недостатком, которое разжигает в человеке неосознанное стремление к превосходству. Адлер подверг критике фрейдизм за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. В противовес этому он акцентировал роль социальных факторов, подчеркивал социальную направленность влечений — основы человеческого характера. «Индивидуальная психология» Адлера получила наибольшее распространение в 20—30-е годы, особенно в США. В повседневный обиход вошел изобретенный им термин «комплекс неполноценности».

В отличие от Адлера, К. Г. Юнг не был учеником Фрейда и лишь на короткое время сблизился с ним. После их разрыва в 1913 г. Юнг также подверг критике Фрейдову теорию либидо и разработал собственное учение, названное им «аналитической психологией». Особую известность Юнгу принесла его типология характеров, делившая людей на «интровертов» и «экстравертов». Юнгианство имело наиболее сильные позиции в Швейцарии и Англии, было представлено в США. Он был связан с учением об архетипах коллективного бессознательного, под которыми Юнг понимал несознаваемые эмоционально заряженные образы, впечатления, реакции, накопленные человечеством в своего рода «коллективной памяти», которые образуют глубинный слой личности. Архетипы находят свое символическое выражение в мифах, образах и сюжетах искусства.

Возникший в 30—40-е годы в США неофрейдизм в медицине и психологии укоренился незначительно. Влияние неофрейдизма во многом обязано огромной популярности философских и социально-психологических работ Э. Фромма, теоретического лидера этого направления. Другими представителями неофрейдизма являются Г. Салливан и К. Хорни. Всех их объединяет приверженность определенным идеям и установкам фрейдизма (прежде всего психологизм в подходе к общественным явлениям и приверженность идее бессознательной мотивации поведения), а также стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации с позиции «культурного» подхода. Всякая психопатология, по их мнению, относительна и специфична для данной культуры. Существует общий фактор, создающий для нее предпосылку,— это невротический тип характера. Фромм и Хорни описали несколько разновидностей невротического характера и проанализировали вызывающие их конфликты Фундаментальный тезис работы Фромма «Иметь или быть?» (о душевно здоровом обществе) — разграничение между обладанием и бытием. Фромм призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.

23. Философия «существования». «Онтология» экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).

Попытку проникнуть в субъективный мир человека продолжили и экзистенциалисты (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр и др.), для которых человек — его экзистенция, бытие, могущее быть. Человек для экзистенциалистов, например Мартина Хайдеггера, — это «существо, которое в состоянии поставить вопрос о бытии». Человек как существо, вопрошающее о смысле бытия, не может быть редуцирован к чистому объекту. Хайдеггер пишет: «Только человек существует. Скала есть, но она не существует. Дерево есть, но оно не существует. Лошадь есть, но она не существует. Ангел есть, но он не существует. Бог есть, но он не существует». Тем самым существование — это исключительно человеческое существование. Основной его признак — переживание человеком своего собственного бытия. Есть подлинное и неподлинное существование, экзистенция — именно подлинное существование. Подлинность отличается осознанием временности человека, учитывающим страх смерти, возможность не быть. Только существование, осознающее свою временность, является подлинным. Такая постановка вопроса способствовала проблематизации «заботы», «страха» и других форм «бытия-в-мире».

Если для неопозитивиста философия — это деятельность по нахождению значений терминов, то для экзистенциалиста Карла Ясперса «поиск истины, а не обладание истиной является сущностью философии». Отсюда открытость бытия, принципиальная значимость новых вопросов, касающихся его смысла и сути. При этом экзистенциализм рассматривает философию как «преодоление мира и аналог спасения». Философия сродни вере, но это не религиозная вера, а вера в интеллектуальном измерении. Философия помогает осознать суть происходящего и тем самым не только дает надежду, как это делает вера, но и способствует рационализации этой веры.

Как направление философской мысли экзистенциализм возник в Европе в 1920-х гг. Идейными источниками его принято считать воззрения датского религиозного философа XIX в. С. Кьеркегора, основные идеи феноменологии, философии жизни (Ф. Ницше и др.) и школы философской антропологии. Различают религиозную версию экзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистическую версию (А. Камю, Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер). Общим для всех экзистенциалистов является трактовка сущности человека как экзистенции, особого вида бытия — «здесь-бытия», «для-себя-бытия». Индивидуальное существование первично не только по отношению к общественной, социальной реальности, но и по отношению к сущности самой личности. Сначала человек рождается и живет в мире не по своей воле, а по законам, которых не устанавливал, и только в процессе своего существования обретает, создает свою сущность. При этом подлинность человеческой экзистенции феноменологически обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, а в пограничных ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти.

Проблема личности и общества — сквозная тема в философии экзистенциализма. Человек заброшен в историю и не должен искать в ней свое предназначение или оправдание.

Человек — как единственный творец ценностей — свободен. Эта абсолютная свобода выбора приводит к противопоставлению личности и общества. Человек — как смертное существо — всегда охвачен страхом. Лишенный какой-либо опоры, он понимает, что одинок, что все связи и отношения в обществе иллюзорны и лишены смысла.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *