33. Специфика научного познания

Под наукой понимается, во-первых, особая совокупность знаний, во-вторых, особый вид деятельности, в третьих, особая отрасль общественного труда.

Целью и смыслом существования науки является истина. Наука — это технология получения истинного знания. Однако наука нужна обществу в конечном счете потому, что добываемые ею знания приносят пользу.

Научное знание характеризуется следующими чертами.

• Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В нем не может быть ничего недоступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт и т. д.

• Объективность, общезначимость, безличность: в научном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений виде.

• Воспроизводимость и проверяемость: любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, может либо убедиться в его истинности, либо, если он не подтверждается, отвергнуть его.

• Логическая строгость, точность, однозначность, что обеспечивается внимательной фиксацией условий получения знания, установлением точных количественных значений изучаемых параметров, использованием специального языка.

• Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, в силу которой оно представляет не сумму разрозненных сведении, а логически упорядоченную систему.

Эти особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно более надежно, чем любое другое знание.

Главный вид деятельности в науке — исследовательская деятельность. Она носит творческий характер. К важнейшим специфическим нормам научной деятельности относится требование, чтобы результатом ее было не просто знание, обладающее признаками научности, но и непременно новое знание.

В научно-исследовательской деятельности используются специфические средства познания — научная терминология, приборы, инструменты, экспериментальные установки. Важную роль играют исторически сложившиеся нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

В истории науки можно выделить четыре основных периода:

1. С 1 тыс. до н. э. до XVI в. Науку на этом этапе можно назвать «преднаукой». Ее составляли передававшиеся от поколения к поколению обыденно-практические знания, а также первые философские теории, имевшие умозрительный характер. Она развивалась в основном в рамках философии и была очень слабо связана с жизненной практикой и ремесленным искусством.

2. ХVI – XVIII вв. Эпоха научной революции. В этот период были заложены основы современного естествознания. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.

3. ХVIII – ХIХ вв. Науку этого периода называют классической. В это время образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал.

4. С XX в. начинается постнеклассическая эпоха в развитии науки. Революционные изменения, связанные с появлением на рубеже Х1Х-ХХ вв. новых теорий в математике, физике, биологии, психологии и других областях науки, привели к тому, что она стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода.

Сотрудничество между философией и наукой реализуется в рамках особой отрасли философского знания «философия и методология науки». Эта область широко привлекает данные из истории науки, анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры.

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Философия вписывает факты развития науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *