38. Философия искусства

Особый тип познания — художественное познание, находящее выражение в искусстве. Оно отличается от чувственного познания, поставляющего «науке конечные данные, на которых она строит познания, и вообще от всякого понятийного познания, оставаясь все же познанием, то есть опосредованием истины».

В чем выражаются особенности «художественной правды»? Прежде всего в его целостности, интеграции (объединения в целое) рациональных и эмоциональных форм познания, чего не хватает науке.

В отличие от науки искусство дает целостное знание о мире, особенностях реальных людей с присущими им духовными ценностями, эмоциями, способами ориентации в действительности. Результаты творческой деятельности, представленные в художественных образах, нельзя рассматривать как синтез знания, получаемого с помощью рационального мышления. Художественное произведение не копирует действительность, но создает особую эстетическую реальность, существующую и развивающуюся по своим законам. Здесь действуют люди, созданные воображением художника, подчиненные его замыслу, детерминированные (от лат. determinare – определять) его пониманием реальности и человека. Но такие «выдумки», как Гамлет, Отелло или Чичиков, часто «реальнее» живущих людей по силе своего воздействия на ум и сердце человека. При «знакомстве» с ними зритель и читатель выступают как соавторы художника. Способ понимания художественного произведения — творческий процесс. Здесь происходит не только постижение смысла произведения, но и порождение нового смысла, в создании которого обнаруживается слитность, взаимосвязь духовного бытия понимающего и понимаемого, художественного вымысла и реального бытия воспринимающего его человека. Соприкосновение с произведениями искусства не только дает новое знание, но и способствует формированию самого понимающего субъекта, открывает простор новым творческим актам созидания нового смысла. Это важно для человека, «способного изменять мир по законам красоты».

«Там, где господствует искусство, действуют законы прекрасного и преодолеваются границы действительности».

«Художественная правда» позволяет глубже понять межличностные отношения, акцентировать различные варианты житейских ситуаций, приобрести жизненный опыт. Поэтому искусство можно рассматривать как «испытательный полигон» для анализа человеческих стремлений и страстей, осознания ценности проектов будущего. «Художник не столько творец, сколько открыватель невиданного, изобретатель никогда не существовавшего, которое через него проникает в действительность бытия». В искусстве «проигрываются» возможные реальности, получающие конкретно-чувственное воплощение, ставятся нелегкие вопросы. Искусство «высвечивает» потенциал, скрытые возможности знакомой человеку эмпирической реальности, призывая выйти за ее пределы. Оно участвует в формировании направленности человеческих стремлений, раскрывает их личностный смысл.

Знания, переданные с помощью художественных образов, — необходимый компонент исторического сознания, которое важно не только для понимания прошлого, национальных традиций, но для воспитания чувства ответственности за современную деятельность.

Главная особенность искусства – его роль в эстетической оценке явлений через призму прекрасного и безобразного, формирования чувства прекрасного как важнейшего компонента духовного ядра личности, когда человек не только видит красоту в мире, но и способен «вести себя эстетически».

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *