4. Мифология и философия

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма общественного сознания. Люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь.

Для мифов характерны следующие черты:

• Отождествление фантазии с реальностью. Вера человека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бессильны.

• Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

• Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них.

• Связь с магией. Представления о сверхъестественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью получить их поддержку.

• Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.

Рождение философии – рождение нового типа мышления, который хотя и вынашивается в лоне мифологического мышления, но принципиально отличен от него и выступает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

• Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.

• Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.

• Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.

С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы разрешали или запрещали определенные формы поведения, мифы устанавливали для древнего человека определенные гарантии единства общества и стабильности социальной жизни.

Главным свойством мифологического сознания считается синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и природа, познание и переживание, объект и субъект нераздельны.

Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть одновременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Третьей особенностью мифологического сознания можно считать установление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метаморфоза: предметы, животные, люди, явления превращаются друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассоциации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между явлениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического сознания — символичность. Человек мифа оперирует не понятиями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, который можно назвать олицетворением, т. е. природные явления, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.

Еще одна важная черта мифа— коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф.

И последнее, что можно отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку критиковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф, его формы и предзаданные нормы.

Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллективном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфические черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории человечества. Он существовал в разных формах религии, искусства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлагает другие способы решения мировоззренческих проблем.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, философия предлагает понятия, рациональные категории.

Отличия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.

В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-следственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.

Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах.

Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна.

В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *