5. Генезис философии. Исторические типы философского знания

1). рhileo — любить sophia — мудрость

Философ — это мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космоса. Независимо от рода занятий и сферы применения в античной Греции все знания были едиными, нерасчлененными. Поэтому не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пифагор, и физик Архимед.

По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия «мудрость». Все были едины в том, что мудрость — это знание. Но знание о чем? Пифагор под мудростью подразумевал поиск истины; софисты — умение доказывать то, что нужно в данный момент, безотносительно к истине; Платон — открытие «вечных истин»; Аристотель — постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей. С другой стороны, наращивание знаний человека о мире приводит к «отпочкованию» от философии как всеобщей мудрости различных отраслей знания. Самостоятельной жизнью начинают жить математика, астрономия, медицина и другие системы знаний о мире и человеке. Наконец, и в самом философском знании происходит своя, философская «специализация». Начало ей положил Аристотель, разделивший философские знания на метафизику, логику, этику, физику и другие составляющие.

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственко-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

Конечно, с позиций современного знания эти объяснения были наивными, основывались на сведениях, которыми располагал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи воображения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то. В греческой мифологии молнии рассматривались как стрелы разгневанного Зевса. Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой «предфилософию», т.е. предпосылку, основание для философии как развитого теоретического знания и мировоззрения, основанного на этом знании.

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифологии выделяются и обретают статус самостоятельных две системы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифологии, которая обращалась к проблемам постижения действительности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Оно включает следующие основные компоненты:

а) познавательный – обобщенные знания о мире и человеке

б) ценностно-нормативный –идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;

в) морально- волевой – система личностных установок ориентации, формирующих готовность к определенному действию;

г) практический – деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентации.

Основными уровнями мировоззрения принято считать: а) мироощущение, б) мировосприятие, в) миропредставление, г) миропонимание (теоретический уровень).

В каждом конкретном обществе существуют различные формы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, ценности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоззрения являются:

Мифологическое — основано на мифе, в котором обозначены закономерности, образцы поведения, правила, соответствующие сакральному порядку. Мифологическое мировоззрение нацелено на защиту сообщества людей от внутренних и внешних угроз. Включает множество запретов, предписаний, табу для типичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство.

В основе религиозного мировоззрения лежит принцип служения трансцендентному началу — божеству, поддержание установленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догматах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетелями считаются смирение, послушание, служение, богобоязненность, богопочитание. Главные пороки человека — гордыня, проявление индивидуализма. В религиозном взгляде на мир формируются зачатки нетерпимости к иным мировоззрениям. Выражается она; с одной стороны, в стремлении обратить всех в свою «истинную» веру, с другой — в агрессивной защите последней (и своего мировоззрения) от экспансии «неистинной» веры.

Идеологическое мировоззрение основывается прежде всего на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим противником. В основе выбора образа действия, поступка и его оценки часто лежит партийность как требование какого-либо политического сообщества, нередко воинственность. Вместе с тем для этого мировоззрения характерен рост внимания к научным знаниям. Религиозное служение замещается концепцией экономического роста.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия формирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании. В этом смысле можно утверждать, что философское мировоззрение есть теоретическое мировоззрение.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI—V вв. до н.э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские системы разных стран существенно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая — поиску первоначала и проблемам познания. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не влекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.

2). Три основных подхода к трактовке сущности философии: Первый – доктриналъный. Т.е., философия является некоторой доктриной или системой законченных истин, открытых тем или иным героем «мыслящего разума». Задача его последователей — использовать эту доктрину для анализа современных процессов. Доктринальный подход представлен таким направлением как неотомизм, который до 2000 г. считался официальной философией католической церкви. Автор этой доктрины — крупнейший схоласт Средневековья Фома Аквинский сформулировал различие между теологией и философией. Философия и теология изучают одни и те же предметы — человека, мир, Бога. Но разум, основа философии, восходит от познания следствий к первопричине, а Откровение — основа теологии — от познания первопричины к следствиям. Поэтому именно истины Откровения выступают в роли критерия истинности суждений, добытых разумом. Вера ориентирует разум, теология ориентирует философию, без элиминации последней.

Инструментальный подход представлен в культуре XX в. такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая философия. Суть этой позиции отчетливо была высказана у Л. Витгенштейна: «Философия — это не доктрина, а деятельность» — деятельность по прояснению языка, и в первую очередь по прояснению языка науки. Цель этой деятельности — элиминировать из языка науки все бесмысленные высказывания, т. е. высказывания, которые не могут быть сведены к «протокольным предложениям», фиксирующим чувственно наблюдаемые «атомарные факты», или к тавтологиям.

Американский философ Р. Рорти, опираясь на традиции аналитической философии, проводит различие между систематической философией и наставительной философией. Первый тип философии стремится к познанию истины и нахождению правильного словаря для репрезентации сущности мира, универсального для всего человечества. К философам-систематикам он относит Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Декарта, Канта, Гегеля и многих др..

Философы-наставники, напротив, считают, что любовь к мудрости вовсе не означает любви к аргументации, а наука лишь «один из многих словарей из той потенциальной бесконечности словарей, в которых может быть описан мир. Суть наставительной философии состоит в том, «чтобы поддерживать разговор, а не в том, чтобы искать объективную истину». Этот взгляд на философию исходит из представлений о человеке как субъекте, способном генерировать все новые и новые описания мира. Роль наставительной философии состоит в «предотвращении заблуждения, по которому человек смешивает себя с понятием того, что он знает о себе или о чем-либо еще, за исключением необязательных описаний». К философам-наставникам относятся Ф. Ницше, С. Кьеркегор, К. Маркс, У. Джеймс, 3. Фрейд, поздний Л. Витгенштейн, поздний М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Третий подход получил широкое распространение в современной философии,— это экзистенциальное самоопределение философии. Философия рассматривается как «трагическое прояснение духом смысла человеческого существования» (Н. А. Бердяев), как способ подлинного существования, выявляющий ценность и смысл жизни. Этот подход представлен такими направлениями философии XX в., как персонализм, философия жизни, экзистенциализм.

«Философия,— писал К. Ясперс (представитель немецго экзистенциализма),— содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели,— осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства». В этом смысле философствование есть коммуникация между абсолютно свободными и равными людьми.

Цель философствования — стать подлинным человеком посредством понимания бытия. В отличие от науки, в философии вопрос о бытии ставится не независимо от философа, а так, как он переживается мной как философом. Философствование, по М. Хайдеггеру, является таким вопрошанием, которое ставит под вопрос самого вопрошающего. По мнению представителей данного подхода, философия гораздо ближе стоит к искусству, чем к науке. Не случайно многие представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) предпочитали выражать свои философские идеи в художественных произведениях. Однако философия отличается и от искусства. Если искусство постигает воплощенное целое, то философия — экзистенцию или пребывающее в пути целое.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №2
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *