17.Сущность и явление: Диалектика и взаимосвязи

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — филос. категории, отражающие всеобщие формы объективного мира, его познания и практич. деятельности людей. Сущность — то внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внеш., непосредственно-данные формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутр. содержанию и единству — к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

В антич. философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как-то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из к-рых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувств. бытию, т. е. совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувств, нематериальный характер, вечна и бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («форма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материн», из к-рой строится вещь. В ср.-век. философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологии. характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств.

Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизич. противопоставление С. и я., Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектич. идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абс. идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.

В зап. философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистич. истолкование: неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувств, данные»; феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность — как чисто идеальное образование; в экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования, явление же трактуется в субъективистском духе; в постпозитивизме категория сущности релятивистски интерпретируется как теоретич. конструкт, удобный для систематизации фактов.

Диалектическое содержание взаимоотношений С. и я. было раскрыто марксистской философией. С. и я.— универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: «…если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня…» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 384).

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутр. содержания, существ, связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях. Но будучи устойчивой но отношению к явлению, сущность также изменяется: «…не только явления преходящи, подвижны, текучи…, но и сущности вещей…» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 227). Теоретич. познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «…закон и сущность понятия однородные…, выражающие углубленно познания человеком явлений, мира…» (тал же, с. 136). Характеризуя развитие человеч. познания, В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, I; сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, с. 227).

(Ильеников О. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Напитало»)

ДИАЛЕКТИКА — (греч. искусство вести беседу) теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в исторической философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д. как искусство обнаружения истинны путем столкновения противоположных мнений; способ ведения, ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий (Ксефонт, Воспоминания о Сократе, IV, 5,12). Платон назвал диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит понятие истинно сущего — идей, движение мысли низших понятий к высших понятий к высшим. Софисты придали термину «ДИАЛЕКТИКА» дурной оттенок, называя диалектику искусство представить ложное и сомнительное за истинное (Аристотель, Риторика, 11, 24, 1402 а 23), мегарцы диалектикой называли искусство спора (Платон, Софист, 253 ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность, которая неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические (пригодные для научного доказательства), диалектические (применяемые в споре) и эристические. В диалогическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходит к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектических умозаключения только случайно эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность.

В философии факта диалектика — логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

ВЗАИМОСВЯЗЬ — категория, выражающая тот факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между собой, в процессе изменения материального мира. Взаимосвязь существует как переходящий результат и момент этого процесса. Все предметы и явления принадлежат одному и тому же материальному миру; в нем они возникают, изменяются и исчезают, превращаясь в другие предметы и явления. Эта нигде не прерывающаяся всеобщая взаимосвязь предметов и явлений, или единство мира, заключается в их материальности. Это означает, что все возможные изменения, содержащие в любом отдельном предмете или явлении, вызываются изменениями в других предметах и явлениях и, в свою очередь, вызывают эти последние. Каждое отдельное явление, таким образом, связано с другим множеством переходов, отношений, воздействующих, имеющих взаимный характер.

Диалектический материализм не ограничивается отстаиванием исходного тезиса о том, что «все связано со всем», но нацеливает мышление на отыскание и раскрытие конкретной взаимосвязи, конкретного единства тел, явлений, событий фактов.

Взаимосвязь — одна из наиболее общих и абстрактных категорий диалектики. Все другие категории (причина, действие, необходимость, случайность, закон, противоречие и т.д.) суть конкретные виды и способы взаимосвязи. Через эти категории и раскрывается ее конкретное содержание. Это имел в виду Энгельс, определял диалектику «как науку о связях» или, то же самое, — о «законах всякого движения», ибо реально взаимосвязь осуществляется только через движение в его многообразных формах. Без движения взаимного изменения тел, явлений невозможно.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №3
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *