26. Диалектика форм чувственного и рационального познания

В современной философии процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального. Чувственная форма — это ощущение, восприятие, представление. Ощущения — это чувственные образы отдельных свойств предметов. Ощущения, как отмечал Л.Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Ощущение включает субъективный и объективный образ мира(познавательная деятельность). . Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта. Образ — это то, как объект познания является субъектом познания. Восприятие -это результат систематической комбинаторной деятельности нашего сознания, это происходит на определенной базе наших знаний, при опр. навыков ценностной деятельности, опытов и способности целостной духовной деятельности субъективного сознания. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Представление — образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. Объект уже получил не только категориальную определенность, но и значение. Представление свойств приобретает значение, систематизируется, комбинируется. Представление всегда значимо для субъекта. Органы чувств — это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Чувственное познание — это непосредственное знание. Но чувственное отражение и ограниченно — оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Практика требует перехода от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию. Мышление — это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Формы рационального — понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждение — это образ, связи об отношении образов, выраженных в понятиях. Умозаключение — форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Формы чувственного и рационального внутренне противоречивы, т.е. формы чувств включают в себя формы рационального в снятом виде, а формы рационального — формы чувств тоже в снятом виде. Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем. размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. Следовательно, эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без УГОН работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, са’мо по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания — реальный путь к постижению истины. Лекторский В.А. «Субъект, объект познания»Арефьева Г.С. «Общество. Познание.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №3
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *