38. Содержание и методологическое значение категорий: общественное бытие и общественное сознание

Общество представляет собой единство двух сторон — материальной и духовной, выраженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. Материалистическое понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вто-ричности общественного сознания. Хотя в обществе действуют люди, наделенные сознанием, общественное бытие не менее объективно, чем природные процессы. Объективность общественного бытия означает, что оно существует независимо от общественного сознания, по своим объективным законам и порождает, определяет общественное сознание, отражается им.

Общественное бытие — это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве собственно социальной субстанции общественного бытия. В общественном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное процессу жизни всей массы индивидов и собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов. По мере развития общества бытие все больше наполняется, обогащается собственно индивидуальным. Общественное бытие включает в себя природное бытие общества как основу, на которой существует собственно социальное (надприродное) бытие людей. При этом природное в нем существует в подчиненном вите и имеет произведенный характер. Природное (биологическое), с одной стороны есть предпосылка социального, с другой — его следствие, ибо природная основа благодаря деятельности людей подвергается видоизменениям в ходе истории.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, заблуждений общества, т.е. сознание общества. В узком смысле общественное сознание — это отражение общественного бытия, его осознание. Оно отображает, прежде всего, общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира, т.к. их сознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, своей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общественного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

Поскольку общество представляет собой сложный коллектив индивидов, общественное сознание имеет исходным уровнем сознание индивидов. Иначе говоря, оно выступает как совокупное сознание индивидов. В общественном сознании как совокупном сознании индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей их массы, и собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родового и индивидуального. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным образует главный магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо родовое, общественное развивается через развитие индивидуального.

Вывод: Хотя становление общественного бытия и общественного сознания происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытии, в исторической практике людей. Пока совокупный общественный продукт не превышал уровня потребления, элементы духовного творчества были «вплетены в материальное производство, духовного производства как такового не было. Лишь тогда, когда труд достиг известной сложности и избыточности, духовное производство обособляется в отдельную отрасль. Поэтому наиболее общие законы развития общественного сознания выражают его вторичность, производность от общественного бытия, т.е. являются следствиями закона определяющей роли бытия в жизни общества. Литература: Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №3
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *