46. Нравственное и эстетическое сознание

Нравственное сознание: Феномен нравственности возможен только в обществе, во взаимоотношениях людей, их отношении к природе, к Богу, а такая жизнь требует, чтобы личная добродетель стала всеобщим принципом человеческого бытия.

Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Основные проявления нравственной жизни человека – чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него сознание вины и покаяния. Нормы нравственности – правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях. Они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Правильная мера требования общества к людям – справедливость. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятие решения и ответственности за содеянное. Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счёте выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Нравственное выступало как стихийно обобщённый и устойчивый образ действий людей, как их нравы. Нравственность в историческом развитии обладает преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создаёт заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их. Исходные категории нравственности – ДОБРО и ЗЛО. Добро – это нравственное выражение того, что способствует счастью людей. Зло – отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы тормоза и разрушения. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества. Соц. обязанности, налагаемые на каждого члена общества своим народом, родиной, другими народами, своей семьёй, принимают форму нравственного долга. Долг – это то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.

Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели и осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия. Совесть – это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности. Мерило человеческого достоинства – общественно-полезный труд. Смысл человеческой жизни в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества. С этим связано человеческое счастье – нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Эстетическое сознание Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Ни водной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством. Его высшая форма – искусство.

Античность: красота, гармония = разумное, учение о красоте = учение о бытии, Истина, Красота и Благо составляют единство

Возрождение: обособление эстетики как самостоятельной формы духовной: деятельности > обособление Красоты, Красота – «совершенство чувственного познания», место пребывания Красоты – искусство этой точки зрения придерживались:А.и Ф. Шлегели (романтики), К. Фишер (классический немецкий реализм), Г. Коген (неокантианство XIXв., XXв.)

основная мысль – красота выше истины и добра

Согласно И.В.Гёте, между истиной и красотой нет резкой границы.

Просвещение: искусство не как средство познания мира, но как форма человеческого самоутверждения

Русская культура XIXв.: =взгляды Гёте

Эстетическое чувство – просветленное чувство наслаждения красотой мира. Эст. чувства предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства.

По степене обобщённости эст. чувства делятся:

— конкретные (к тому или иному худ. произведению);

— абстрактные (чувство трагического, возвышенного)

Категории: прекрасное – безобразное, комическое – трагическое, возвышенное – низменное.

Чувство юмора – способность человека добродушно подшучивать над тем, что ему дорого.

Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознания из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №3
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *