Философское и естественнонаучное понимание материи

Из многообразия форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. Безусловно, для философии самый интересный предмет исследования – человек. Философы показывают специфику человеческого бытия через противопоставление сознания, духа материи. Понятие «материя», видимо, родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе.

Из истории философии мы помним, что на роль такой первоосновы мира у античных греков последовательно претендовали вода (Фалес), воздух (Анаксимен), безграничное первовещество «апейрон» (Анаксимандр), вечный живой огонь (Гераклит), все 4 стихии (Эмпедокл), мельчайшие неделимые атомы (Демокрит), «эйдосы» у Платона, монады Лейбница (его плюрализм). Демокрит был удачнее всех.

Позже для обозначения изначальной общей основы всего сущего стали применять понятие «субстанция» (то, что лежит в основе). Категория субстанции в философии обозначает исходное внутреннее единство различных вещей, процессов, явлений, их сущность, постигаемую умом. Конкретные вещь возникают и исчезают, их существование обусловлено другими вещами. Базовая же их основа – субстанция – несотворима и неуничтожима, она обусловлена лишь собой. Такое понимание осталось и в современной философии (хотя были попытки объяснить субстанцию как самостоятельную, автономную сущность).

Категория «субстанция» легко наполняется как материалистическим, так и идеалистическим содержанием. Поэтому она не может заменить категорию «материя». Понятие же «материя» в Новое время слилось до обыденного представления о материальном как о вещественном (естественнонаучное понимание). Однако в 19 веке обнаружилась невещественная объективная реальность (электромагнитные поля). «Материя» нуждалась в новом определении. Его наиболее удачно дал В.И. Ленин: материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях (определение дается диалектически). Атрибутивные свойства материи: системность и структурность, активность (изменение, движение, развитие), самоорганизация, пространственно-временная форма бытия, отражение, информативность.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *