Принцип детерминизма. Типы и виды детерминационных связей

Все в мире находится в движении, во взаимодействии, взаимосвязи (связь эта носит динамический характер). Все чем-то обусловлено – в этом суть принципа детерминации. Этот принцип имеет большое значение в духовной, материальной, живой, неживой природе, в обществе. Принципом детерминизма долгое время занимался саратовский философ Яков Фомич Аскин. Виды детерминационных связей: 1) материальная детерминация связана с взаимодействием, в котором передается вещество, поле, информация (имеется в виду живая природа). 2) критерий тут – временные отношения. Настоящее может быть детерминировано прошлым, будущим и настоящим.

а) прошлое > настоящее (причина и следствие);

б) настоящее > настоящее (содержание и форма);

в) будущее > настоящее (возможность и действительность, цель).

3) детерминационные отношения могут быть однозначными (необходимость) и многозначными (случайность).

Категории причины и следствия.

С помощью данных категорий мы обусловливаем, детерминируем настоящее прошлым. Причина есть условие, которое предшествует во времени обусловливаемому, является действующим фактором и порождает следствие (обусловливаемое). Юм говорил: «До этого – не значит по причине этого». Если ночь предшествует дню – это не значит, что ночь обусловливает день. Причинная цепь длинная, но порождает лишь последняя из причин (П2 > П1 > Сл). Причина – фактор действующий. Нельзя что-то детерминировать, не действуя при этом. Действующий фактор – это причина, а недействующий фактор – это условие.

Когда мы ведем речь о сотворении мира Богом, то тут нет действия, нет изменений в пространстве и времени, нет затраты энергии. Бог – творец, но не причина. Спиноза утверждал, что природа есть причина самой себя. Причина не должна совпадать со следствием в данном случае; что-то одно должно порождать что-то другое.

Покой не может рассматриваться как причина движения (нет порождения). Но есть скачкообразные явления, которые происходят вдруг, вне времени. Августин Блаженный говорил: Бог создал мир из ничего. Причинно-следственная связь (ПСС) – это нечто, которое возникает из другого нечто (а не из ничего). ПСС образует цепочку причин и следствий, которая уходит в бесконечность. Мир не имеет начала, раз нет конкретно первой причины. Древние греки понимали под первопричиной различные субстанции, Аристотель – перводвигатель (сам неподвижен, двигает другими). Если признавать цепь замкнутой (Платон), то получается, что следствие является первопричиной цепи, которая является причиной следствия. Если причина и следствие одновременны, то отрицается время. Причина – это условие, изменяющееся во времени. Причина начинает действовать и постепенно угасает (полностью – в момент формирования следствия). Следствие влияет на причину (не порождает, а является условием, в котором действует причина). Диалектическая философия утверждает, что истинная причина всех следствий – противоречия (Гераклит говорил: все держится войной).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Шпоры по философии версия №4
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *