Физическое развитие в дошкольном детстве не столь стремительное, как в раннем. Физически ребенок стал крепче, реже болеет.
Высокая обучаемость. До трех лет ребенок, по мнению Л Выготского учится по «собственной» программе (не может следовать мотивам взрослого в обучении).
Высокая любознательность. По количеству вопросов можно судить, на каком уровне развития находится ребенок.
Дошкольник проявляет интерес к себе, к своему организму, к своему полу, чувствам. Психологи называют это развитием самосознания.
В дошкольном возрасте развивается воображение.
Достижением дошкольного возраста является развитие разных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой, учебной.
Игра является ведущим видом деятельности. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.
Качественно изменяется в дошкольном возрасте развитие эмоциональной сферы. К пяти годам ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоций, а так же начинает понимать состояние другого человека.
Существенно меняются отношения со сверстниками, ярче проявляется привязанность к близким людям. Возникает новая форма общения — внеситуативно-личностное. Ребенок начинает усваивать общественные нормы поведения.
По-прежнему необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен пониматься не только как «скорая помощь» отстающим в развитии детям. Не меньшего внимания заслуживают способные дети.