Личность – индивид, носитель общественного осознания.
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих у человека.
Факторы развития личности – сложный процесс развития личности, обусловлен тремя взаимосвязанными факторами.
1 фактор – наследственность – это передача биологического подобенства от родителей к детям.
Наследуемые признаки – внешние признаки (лицо, глаза, телосложение, волосы (цвет); аномалии наследственного происхождения (аллергия, психические заболевания);
Особенности нервной системы – халерик, сангвиник, меланхолик, флегматик; задатки (музыкальные, художественные, математические).
Функциональные особенности – группа крови, обмен веществ; безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентированный).
Анатомо – физиологическая структура.
Материальным носителем наследственности являются гены и генотип.
2 фактор – среда – это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существов. Формирования их деятельности.
Среда подразделяется: на природную (естественную, географическую)>ландшафт, климат; природное окружение (животные, растения); развитие; ресурсы (овощи, фрукты);
Социальная среда – она делится на микросреду – ближайшее окружение (семья, д/у); макросреда – это общество в целом (общественный строй): социально – экономические, политические, морально-правовые условия жизни; Микросреда влияет непосредственно на развитие ребенка (родители, воспитатели); Макросреда – влияет опосредованно (наблюдение за людьми).
3 фактор Воспитание – целенаправленный педпроцесс организации и стимулирования активной дея-сти, формируемой личности, по овладению всей совокупности общественного опыта.
Процесс становления личности осуществляется путем присвоения общественно – исторического опыта, в итоге человек входит в систему социальных отношений того общества, в котором он живет, т.е. происходит социализация личности.
Освоить общественно – исторический опыт помогает активность личности.
Активность дошкольника находит свою реализацию в различных видах деятельности (игровая, трудовая, познавательная, художественная, общение).
Вывод: все факторы взаимосвязаны, они дополняют друг друга.