В последние десятилетия встал вопрос о необходимости экономического воспитания дошкольников. Так как современный человек должен обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству.
Цель экономического воспитания — формирование разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Задачи экономического воспитания:
1. Формирование бережного отношения к личному и общественному
имуществу, природе.
2. Овладение представлениями об экономической ответственности
каждого человека.
3. Выработка привычек экономического поведения.
Содержание экономического воспитания дошкольников представлено в программе Шатовой А. Д. «Дошкольник и экономика».
Цель программы:научить понимать и ценить предметный мир;
уважать людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги;осознавать связь на доступном уровне «труд-продукт-деньги»; видеть красоту человеческого творения;
развивать разумные потребности.
Структура программы:
Пояснительная записка — подчеркнута актуальность проблемы.
Первый блок — «Труд — продукт»
— труд является деятельностью человека;
— каждый человек имеет свое дело, свою профессию;
— продукты труда — богатство людей, богатство страны;
— за труд взрослые получают деньги;
Второй блок — «Деньги»
— познакомить детей с деньгами;
— в каждой стране имеются свои деньги;
— все взрослые за труд получают зарплату, студенты — стипендию.
Третий блок — «Реклама»
— детей знакомят с тем, что такое реклама, зачем она нужна, где её
размещают;
— что такое рекламное агентство.
Четвертый блок — «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».
— кого называют хорошим хозяином;
— умение правильно распределять доходы;
— формирование полезных привычек.
Существуют вариативные программы экономического воспитания :
> «Встречи у гнома-эконома» Лысенко;
> «Царицы экономика» Силиванова
Экономическое воспитание детей тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием.
Содержание программы может быть реализовано двумя путями:
1 — через включение данного содержания в разные виды детской
деятельности;
2 — через включение данного содержания в другую программу.
Условия эффективного экономического воспитания:
осуществлять экономическое воспитание во взаимосвязи с другими составными частями воспитания; включение детей в различные виды деятельности (игра «Магазин) максимальное использование всех возможностей учебно-воспитательного процесса;
определение содержания, форм и методов работы экономического воспитания с учетом возраста детей; опора на личный опыт детей; приобщение родителей к экономическому воспитанию.
Средства экономического воспитания:
1. занятия;
2. игры (дидактические, сюжетно-ролевые);
3. развлечения, ярмарки;
4. экскурсии.
Экономическое воспитание — новая область в воспитании дошкольников. В его теории и практике еще много нерешенных вопросов. Но актуальность такого воспитания бесспорна.