1. 3 аспекта науки: наука как познават деят., как соц ин-т, как особ сфера

Н — это вид познават деят., имеющий целью получ объект-го, системно-организ-го и обосн-го знания. Выделт 3 важнх аспекта бытия Н.: 1-Н. как знание; 2-Н как вид деят.; 3-Н как соц инт. 1.Н. как знание: Если поним Н обобщенно, как идеал тип, то к ее важн чертам след отнести: 1-верифиц-ть-принц возм-ть опытной проверки знания. 2 фальсифируемость-принципя возмть опроверж-я науч теории опытом (если теор объяст все, то это либо фил, либо религ, но не Н). 3-Н ориен-ная на поиск зак-в объек-й действ-ти. 4-прогностичя эф-ть науч знания («Знать чтобы предвидеть» О Кант). 5-практич эф-ть. 6-осозн-е мет-в, приемов и ср-в иссл-ий. 7-исп-ние спец. тех-ки: приборы, инстр-ты, мат-лы. 8-обоснть науч знания в Н. не приложным явл дей-е «зак дост-го основания: а®(b®a) 9-воспроизв-ть науч знания. 10-логика-понятийная опред-ть и языковая выразимость. 11-систем- хар-р науч знания высш формой разв-я знания явл теория, j предст-т сис знаний базир-ся на зак-х.2.Н. как вид деят. В стр-ре люб вида деят-ти выявл-т 3 комп-та: 1)цель (получ-е нов истинго знания), 2) предмет деят.(им-ся эмп-я // теоретич инф-я), и 3)СП-бы деят (м-ды, установки,приборы и т.п.). В эпистомогологии выд-ют 3 модели науч деят: 1.Эмпиризм-ученые обобщают опыт данные, восходя тем самым к зак-м. 2.Теоретизм-ученый движ-ся в познании от общ идеи к ее опытным (эмпирич) проявл-м. 3.Проблематизм-ее обоснл К Поппер (60-е гг, 20вв), деят ученого (вызывается любопытством) — это движ к решю все более глубх и важнших проблем, вызвя сильно развитым гносеологическим любоп-м, причем важно какова основа реш пробл, эмпири теоретич. Особ-ти Н деят:1-универ-ть-это кооперация усилий разн поколений ученых, она немыслима без традий. 2-уник-ть-финдам-е Н открытия — это удел гениев соед-щих компетенцию (знания) с эруд-ей и интуицией и повтть ход их мыслей невозм-но. 3-демократизм-это свобода критики и защита от критики. 4-дисципл-ть-она подчинена гражд и профес-у этосу. 5-не стоим-ная производ-ть. 6-персонифицир-ть-в нем огром роль игр св-ва лич-ти: трудолюбие, воля, харизма и т.п. 7-коммунальность-науч деят это всегда сотворчество, она треб пост коммуникации и предп-т: конференции, симпозиумы, и т.п. 3.Н. как соц инт — это компонент соц стр-ры специализ-ся на удовл обществ-х потреб-й, на основе орг-ции совм деят людей по ее удовл-ю (армия, милиция и т.п.). Совместн деят в науке организ-ся на основе профес этоса, и включ 6 важнх полож-й: 1-универс-м-стремление уч-го к достижю max фундам-го знания. 2-бескорыстие-гл цен-ю ученого явл достиже инстины, кот. стоит дороже денег. 3-орга-низ-й скептицизм. 4-коллективн-ть научн деят-остутствие (запрет) на част соб в науке. 5-рац-ть. 6-эмоц нейтр-ть. Базовые особ Н как соц ин: 1-символы науки: степени, звания итд. 2-утилитарные черты: лаб-рии, каф-ы, стр-я, ин-ты. 3-кодекс повед-я: контракт и нормы неформ-го поведения. 4-образцы повед-я: жизнь вел-х ученых. Соц.роли и статусы: доценты, доктора. 6-идеология-обеспеч выжив-ти челов-ва. Ф-ции Н как соц ин .Явн ф-ии: 1-интегративная-сплочение науч сообщ-ва, 2-ком-мунции-обесп-ние общения. 3-трансляция опыта. 4-оргная-обесп-е предсказ-ти повед чел, на основе вкл-я его в совм деят, огранич-ю опред рамками. Латенте ф-ии и дисф-ции: 1-повыш престижа чел, 2-обогащ-е, 3-манипул-ние об-в мнением, 4-уклон-е от армии.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *