10. Позитивистская традиция в фил науки (Э.Мах и А. Пуанкаре)

В отличие от 1-го поззма, 2-й пзм был тесным обр связан с осмыслм естестх наук, с происходившей в физике «антиньютонианской» револй. Виднми и типичми предстми 2-го поззма явся Э.Мах (1838-1916) и А.Пуанкаре (1854-1912) — круп уче револ эпохи кон XIX — нач ХХ в. Поззм на 2м этапе своего развит получил назве «эмпириокритицизм» («критичкое исслние опыта»), или «махизм», — по им его основопка и виднейш австрго физика и фил Э. Маха (1838–1916). Появл и попул-ть эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естест-х наук. Бурн разв в XIX в. хим, биол, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя «объяснительная модель» утратила свой универ хар-р: невозм-м оказ-сь объяснить все химе, биоле и проч явл как движя атомов по закм мехки. Требсь нов научн методгия, способная объяснить мир. Особ влияние на станние эмпириокр-ма оказал «кризис в физике» на рубеже XIX–XX вв. К эт вр был сделан ряд открытий, коте не «вписывались» в прежнюю ньютоно–картезианскую карт мира и даже противорли ей. Так, традице отождние материи с вещевом, состоящим из неделимых атомов, делало непонятным статус электромагнных полей, коте явно не явлся вещвом, получсь и материей. Подобные умозаключения привели физиков к выв: «материя исчезла». Эмпириокритицизм преодолел кризис в физике за счет того, что объяснитя часть науки была вообще объявлена «ненаучной»..Маху принадлт ряд важх физичх исслий, в эт обл его имм назван ряд величин и понятий: Маха число, Маха конус, угол Маха, линия Маха и др. Филие работы Маха получ шир извть в кон 19 – нач 20 в в благря содерж-ся в них попытке разрешить кризис в физике с пом нов истолкования исх-х понятий классич-й (ньютонианской) физики. Обобщая теор махизма, следт выделть след осн-е мысли. Основной принцип – принц нейтрх элем-в мира. По сути, это феноменализм (реальны только феномены). Ощущения (по Канту это прир) и явлся нейтрми элем-ми мира. Знаем мы то, что ощущаем. Ощущ-я порожт психич и физич ряды. Нейтр-е эл-ты сопостав-ся и с тем, и с др. Напр, ожог о чайник с психич т зр – ощущ боли, а с физич – он был настолько горячий, что соприкосновение с ним вызвало ожог. Основу познания сост-т суждения, набл-я, т.е. описания того, что мы имеем в чувств-м опыте (фактов). Кумулятивное разв-е науки предст-т собой накопл-е фактов. Отсюда следт важ вывод – принц наблюдаемости – наука д б организ-на т обр, чтобы из нее было искл-но все ненаблюдаемое непоср-но и несводимое к нему. Т.е. опять отрицается атомизм, теор относит-ти. След-но, наука выпол-т токо описат-ную ф-цию. Принц наблюд-ти одновр-но принес и пользу, и вред для науки. В соотв с тем, что наука токо опист мир, под теор понимся его сокращ-е опис-е в соотв с принц эконом мышля, т.е. множво наблюдх эмпиричх фактов сокращенно запис-ся в виде теории. Развитие науки есть поиск более емких, экономных СП-в записи. Важ-ми последстми изобря принц наблюдти и принц экономии мышля явлся их способстние ломке догматизма в науке. Кр того, принц наблюдти призывает отказаться от мыслх опытов, из котх были выведены мн положя классич науки. Еще одна заслуга Маха– его открытие зна сохр и превращя энергии в соврм поним. Т.е. то, что вся энергия не сводится токо к мехкой – отказ от механицизма. В мех-ке традиц-но различ-ся абсоле и относите простр-во и вр. Абсоле проство челм непостижимо (т.к. он всегда выбирает сис координат, и все рассмся отнно нее). Абсе проство и вр Ньютон называл «очами бога» – то к чему чел стремится, но не достигт. «Глазком», чз кот мы сталкиваемся с абсолм прострвом, Ньютон называл эфир (нечто посте, отнно котго рассмся все движе). Мах отвергает абсе прострво и вр, тем самым делая предпосылки к отказу от концепции эфира. Предложе Маха – «каркас неподвижных звезд» – сис отсчета в механике, испол-мая до сих пор. Знач влияние на формние этого филго теч оказал и Пуанкаре. В это вр набирала силу 3 волна позма, в рамках кот, в частти, матка провозглашалась частью логики или бессодержательным набором аксиоматических теорий. Пуанкаре был катег-ки против такого рода формалистичх взглядов . Он счл, что в основе деятти матки лежит интуиция, а сама наука не допускт полн аналитичго обоснния .Св работу он полностью подчинял этому принц: Пуанкаре всегда сначала полню решал зчи в голове, а затем записл решя. Кр того, он никогда не рабл над одн зчей долгое вр, считая, что подсозне уже получило зчу и продолжает раб, даже когда он размышлт о др вещах.Пуанкаре счл, что осне положя (принцы, зны) люб научн теории не явлся ни синтетичми истинами a priori (как, напр, для Канта), ни моделями объективной реальности (как, напр, для материалистов XVIII века). Они суть соглашя, единстным абсолм услм котх явлся непротиворть. Выбор тех или иных положй из множва возможх, вообще говоря, произволен, если отвлечься от практики их прим-я. Но поскку мы руководстся последней, произвсть выбора оснх принципов огрна, с одн стор, потребю нашей мысли в максй простоте теорий, с др — необхю успешного их испния. В границах этих требй заключена известная свобода выбора, обусл-ная относит-м харм самих этих требний. Эта филкая доктрина получила впоследствии назв конвенционализма.В матемке Пуанкаре отвергал не токо логицизм Рассела и формализм Гильберта, но и канторовскую теор множеств — хотя до обнаружения парадоксов проявлял к ней интерес и пытался использть.Многие мысли Пуанкаре позже «взяли на вооружение» интуиционисты.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *