11. Логический эмпиризм (венский кружок) как напрвление в философии

ВЕНСКИЙ КРУЖОК—гр, явившаяся идейным и организ-ным ядром движя Л. П. В.К. возник на основе семинара, организ-ного в 1922 М. Шликом при каф фил индуктивных наук Венского унивта. В.К. объед-л ряд мол-х ученых, гл. о. предст-лей точных наук, интерес-шихся вопрми фил науки и скептически отн-шихся к возмож-м трад-й фил в иссл-нии этой проблематики. Выдвигавшаяся ими программа развит «научн филии» получила, однако, узкосциентистскую (см. Сциентизм) и позитивистскую направл-ть. В В.К. вх-ли; Р. Карнап (с 1926), Ф. Вайсман, Г. Фейгль, О. Нейрат, Г. Ган, В. Крафт, Ф. Кауфман, К. Гедель и др. С Венским кружком сотрудничали Ф. Франк (Чехословакия), Э. Кайла (Финляндия), А. Бламберг, Э. Нагель (США), И. Йоргенсен (Дания), А. Айер (Великобритания) и др. На формир-ние идейных установок В.К. значит воздейе оказал махизм, пользовав-ся большим влиянием в Венском унив-те, с его эмпиризмом и негат-м отнош-м к традиц-й «метафизике». Восприняв узкий эмпиризм и феноменализм махизма в интерпретации научн познания, участки В.К. в то же вр восприняли и осн-е установки фил логичго ан-за, гл. о. чз ряд идей «Логико-филго трактата» Л. Витгенштейна — пр вс идею о знач логич-го ан-за языка для фил науки на основе исп-ния ср-в и понятий матем-й логики, воплотившуюся в конц-ции свед-я фил науки к логич ан-зу языка науки, учение об аналитич хар логики и мат-ки, коте, по их мню, давало возм применить им гносеологию «радик-го эмпиризма», нашедшую свое выраж в концепции сводимости всего языка науки к выражю «непосрно данного» в т. н. протокольных предложх, с признанием особ статуса аналитичти логико-матем-х утв-ний, критику традиц фил не просто как: неправной или неэфй, но как вообще лишенной познават знач «метафизики». Синтез поззма махистского толка с установками фил логичго ан-за привёл участ-в В.К. к формир исх-х положй Л.П., кот в наиб последов-ной и радикной форме пропагандировались именно в пер деят В.К.. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубл-ли манифест «Научное миропонимание. В.К.». В это же вр происходит оконч-е организ-е оформл-е В.К. и устан-ся мунаре связи с близкими по духу грми. С 1930 В.К. издает совместно с грй Рейхенбаха журн «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логич поз-зма. К кон 1930-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей В.К. из Вены и, наконец, захватом Австрии нацистской Гермй В.К. прекратил свое сущест-ние. Непосредственным преемникомего стало движ логич эмпиризма в США, возглавлся видными участми В.К.. Логич эмпиризм — один из. Вар-в аналитичкой фил, являющийся непосредным продолж-м логич поз-ма кон 20 — нач 30-х гг. 20 в. Осн. представители Л. э.— Карнап, Рейхенбах, Фейгль, Гемпель, Бергман, Франк. В кач “эмпиричго языка науки” Л. э. предлагал т. наз. вещный язык, выраж-щий чувственно воспринимаемые физич явл-я, а не язык личх переживаний суб-та. Это не означало, однако, перехода на позиции филго матерзма, поскку принятие вещн языка не было связ в Л. э. с признм теоретич утвержя об объектм сущестнии мира вещей. Л. э. отбросил и выдвинутый в пер В.К. принц сводимости научн знания к эмп-ки данному. Одн в науч понх Л. э. видел лишь “удобные” и “целесообре” формы орг-ции чувственно данного, а не отраж-е объект-й реальности. Признание того, что научн знание помимо эмпир-ки данного имт специфиче сверхчувстве содерже, по существу не согласовывалось с исх-ми гносеологическими идеями В.К — принцм вериф-ти и др., верность к-м Л. э. пытался сохрть. Это вело к внут противор-ти и эклектичности его доктрины, кот обусл-ли глуб внут кризис Л. э. начя с сер 50-х гг., выраз-ся в отказе от широковещат-х программ, характ-х для раннего логич поз-зма, в принятии ослабл-х компромиссных вар-в. В наст вр полню утратил св влияние как самост направ фил науки на Зап и вытеснен т. наз, постпозм.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *