15. Наука и обыденное познание

Роль науки в соврем образ и формирии личности.Стремле изучать объекты реальн мира и на этой основе предвидеть резты его практичго преобразя свойно не токо науке, но и обыдму познанию, коте вплетено в практ и развився на ее основе. Зародышевые формы научн позня возникли в недрах и на основе этих видов обыд позня, а затем отпочковались от него (наука эпохи 1х городских цивций древности). С разв науки и превращм ее в одну из важнх ценй цивиции ее спб мышля начт оказть все более активн воздейе на обыд созне. Это воздейе развивт содержся в обыдм, стихийно-эмпричм познан элемты объекно-предмго отражя мира. Способть стихийно-эмпирго позн порождать предметное и объекте знание о мире ставит вопр о различ му ним и научн исследм. Признаки, отличщие науку от обыдго познан, удобно классифть сообразно той категориальной схеме, в кот характся стрра деятти (прослеживая различие науки и обыдго позн по предмету, средм, продукту, метм и субъекту деятти).Тот факт, что наука обеспечт сверхдальнее прогнозире практики, выходя за рамки сущестщих стереотипов произва и обыдго опыта, ознт, что она имт дело с особ набором объектв реалти, не сводимых к объектам обыдго опыта. Если обыд позн отражт токо те объекты, коте в принц м б преобразованы в наличных исторки сложся спбах и видах практичго действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реалти, коте м стать предм освоения токо в практике далекого будго. Она постно выходит за рамки предметных структур наличнх видов и СП-в практичго освоения мира и открт человечву новые предметные миры его возможной буд деятти. Эти особти объектов науки делт недостатми для их освоения те срва, коте примся в обыд позн. Хотя наука и пользуется естестм языком, она не м токо на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-1х, обыдй язык приспособлен для опис и предвидения обв, вплетенных в наличную практ чел (наука же выхт за ее рамки); во-2х, понятия обыден яз нечетки и многозначны, их точн смысл чаще всего обнаружся лишь в контексте языкового общения, контролирго повседневным опытом. Наука же не м положся на такой контроль, поскку она преимущно имт дело с объекми, не освоенными в обыд практич деятти. Чтобы описать изуче явля, она стремится как м-но более четко фиксирть свои поня и опредя. При выяснии прир научн позня мно выделить сист отличитх признв науки, среди котх глми явлся: а) установка на исслние закв преобразния объектов и реализщая эту установку предметть и объектть научго знания; б) выход науки за рамки предмх структур произвва и обыд опыта и изуче ею объектов отнно незмо от сегшних возможтей их произвного освоения (науч знания всегда относя к шир классу практичких ситуаций настго и будго, котй никогда заранее не задан). Все осте необхмые признаки, отличщие науку от др форм познаватной деятти, м б предстны как зависящие от указх глх характтик и обуслные ими.Наука вплетена во все сфы челкой деятти, она внедрся и в базисн основя отнний самих людей. Особ значима роль науки в образии. В осннии совр образго процесса лежат научн карт мира и научно обоснове подходы. Роль науки в образии распрострся на все компоненты образоватго процесса: цели, срва, резты, принципы, формы и мды. Научн принципы выступт оснми единми образоватй матрицы, они включт личнть обучамого в реальн процесс жизнедеятти. Образоватный процесс выступт в кач «исходной террии», на кот происходит подготовка чел к жизнедеятти в данном общве, формирние зрелой личнти, встреча индивида с наукой.Наука оказт направное воздейе на образоватй процесс и мт в случ необхти санкционть измене всей структры обучения. Научно-мировоззренческие принципы присутстт в самих воспитатх и образоватх доктринах, в составе мыслитй деятти педагога, пронизывт все содерже учебно-образоватго процесса. Они опирся на достижя многообразных наук о чел: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образоват процесс имт не токо собстве технологии, среди котх информацные в наст вр заявлт о своем приоритм положении, но и закономти. Целостный процесс образя дн служить интерм общва и личти. Формирние соврем типа личти предстает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс окультуря, «возделния» личти учащегося. Образе — это интегративный процесс. В нем присутт компонента обучя, компонента передачи и сохря традиций, творч компонента, предполщая развит эвристической и поисковой деятти. Образе — процесс непрерй, котй прохт чз свои институциональные формы, т.е. совершся как в рамках офиц уч заведений, имея системкий харр, так и вне их в процессе всей жизнедеятти людей.Процесс образ предполт приобщение к базовым ценм культуры и объедт в себе обуче и воспите. Образние обеспечт необхю подг личти к выполню соцх и професх ролей. Изменя в науке и технике диктуют необхть изменений образной сист, опирся на достижя науки. Без повышя качва и уровня образя невозно эффекте примее соврем техники, ее развит и внедрение новых научн достижй. Совр наука обеспокоена создм таких моделей образоватго процесса, в котх была бы значима его гуманитарн составщая, ориентация на толерантность, сбалансировано научн и духе содерже. В наст вр говт о поликультурном образоват прострве, весьма актм для многонацй России. Утвержся личностно-ориен-тирная модель научн образния, возвращение к нацным и мировым культурно-историчм традициям. Эта задача реализся с учетом возможтей новых информацных технологий.Влияние науки на процесс образния ведет к выделю следщих уровней: операционального, межоперго, тактического, стратегичго, глобго.1й — предполт освоение ло-гики учебн предмета, 2й — совокти дисциплин данного учебн курса, 3й — отвечт за формирние содержя на основании пройденных дисциплин. 4й — ставит задачи интегрирния содержатго потенциала знания во внутрюю смысловую структуру личти. И, последний, глоб уров свидетт о сущнм ядре личти, предстщей как резт интегрго и направлго образоватго процесса. Среди совр метв образя актми станся активные формы: деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций, дистантное обучение и информационные технологии. Перемены в общве ведут за собой измя в сист образ, направм на формире личти. В наст вр отмечся многочисл негативы соврем образоватго процесса из-за вписанных в него отний коммерцции, бюрокрм. Образе нельзя квалифть как одну из рыночх услуг, наряду с др.Совре исследли предлт выделять 2 общ как для образя, так и для науки фции. Во-1, это фция, предполщая неогуманистичю ориенцию, в кот присутт ценностные ориенции на выживание человечва. Суть ее сводится к транслированию последующим поколм не токо совокти накопных знаний, но императивов на будущее, содерщих заботу о будущих поколх.2я, тесно связанная с 1й, экологич фуня напрна на сохре прир вообще (ресв, Земли, биосферы) и обеспече макс благоприятных и гармоничных экологичх услй для существя чел. Совр сист образя стремится к измю парадигмы образоватго процесса в напрнии от техногенно-экономй к эколого-гума-нистичй. На вопр о том, выживет ли человво в техногенном мире, ученые отвт, что это во многом зависит от того, наскко наука и образе совместными усилиями будут заботиться о нашем будм.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *