17. Культура античного полиса и становление первых форм теоретич науки

Для того чтобы осущлся перех к собственно научн спбу порождения знаний, с его интенцией на изуче необычх, с т зр обыд опыта, предмх связей, необхм был иной тип цивилции с иным типом культуры. Такого рода цивилцией, создавшей предпосылки для 1го шага по пути к собстно науке, была демократия античн Греции. Именно здесь происхт мутация традицх культур и здесь соця жизнь наполняется динамизмом, котго не знали земледельческие цивции Востока с их застойно-патриархм круговоротом жизни. Соцй климат полиса снимал с нормативов деятти ореол нерушимого сверхчеловечго устанния и формировал отнние к ним как к изобрю людей, коте подлежит обсуждю и улучшю по мере необхти. На этой основе складывсь предстния о множве форм действитти, о возмти дрх, более совершх форм по сравню с уже реализовавшимися. Это видение мно обознть как идею “вариабельного бытия”, котя получила свое раце оформле и разве в антич фил. Оно стимулло разрку целого спектра филх систем, конкурщих му собой, вводящих различе концции мироздания и различе идеалы соцго устрва.Развертывая модели “возможх миров”, антич фил, пожалуй, в наиб степ реалла в эту эпоху эвристич фцию филго познания, что и послужило необхй предпосылкой становля науки в собстм смысле слова.Именно в фил впервые были продемонны образцы теорго рассуждения, способе открывать связи и отношя вещей, выходящие за рамки обыд опыта и связх с ним стереотипов и архетипов обыд сознания. Так, при обсуждении проблемы части и целого, единого и множествго античн филя подходит к ней теорки, рассматривая все возме варты ее решя: мир бесконечно делим (Анаксагор), мир делся на части до опрго предела (атомистика Демокрита и Эпикура) и, наконец, совершно невере с т зр здравого смысла реше — мир вообще неделим (бытие едино и неделимо — элеаты).Обосне элеатами (Парменид, Зенон) этой необычй идеи поставило ряд проблем, касающихся свв прострва, врем и движя. Из принц неделти бытия следла невозмть движя тел, т к тело — это часть (фрагмент) мира, а его движе предт собой изме его положя (места) в прострве в различе момты врем. Движе тел невозмно, если неделим мир, неделимо прострво и вр. Но это противоречило наблюдм фактам движя тел.На эти возражя извест древнегреч филф Зенон ответил рядом контраргумв, получивших назве апорий Зенона. В них доказывсь, что с позиций теоретичго разума представле о движ тел привт к парадоксам. Напр, апория “Стрела” демонстрла след парадокс: в каж отдй момент врем летящая стрела м б рассмна как покоящаяся в некот точке прострва. Но сумма покоев не дает движя, а значит летящая стрела покоится. В дрх апориях Зенон выявлт парадоксы, связе с предстми о бесконечй делимости прострва. Напр, в апории “Ахиллес” утверждсь, что самый быстрый бегун Ахиллес не догонит черепаху, т к сначала ему нужно пробежать половину дистанции му ним и черепахой, а она за это вр отползет на некот рассте, затем Ахиллесу придется преодолевать половину нов дистанции и вновь черепаха отползет на опреде рассте, и так до бесконечти. Конечно, во врем элеатов все эти эвристич возмти филго познания, открывго проблемы науки будго, не были известны. Но важно то, что в фил эт вр возникали образцы теорго рассуждения, коте ориентирсь не столько на очевидности чувствго опыта, скко на сущее, данное разуму. И здесь предпочте отдавалось как раз теорму размышлю, коте способно выходить за рамки здравого смысла своего вр, стереотипов, вырабх в сист ограничй повседневной практики.Особти соц. жизни античго полиса создли благопре усля для реалции теор. фций филфии. Античн фил продемонла, как мно планомерно развертывать предсте о различх типах объектов и спбах их мыслго освоения. Она дала образцы пострния знаний о таких объектах. Это поиск единого основя (первоначал и причин) и выведение из него следствий (необхе усле теоркой оргции знаний). Эти образцы оказали бесспорное влияние на станние теорго слоя исслний в антич матке.Греч полис принимал соцно значимые решя, пропуская их чз фильтр конкурщих предлний и мнений на нарм собрании. Преимво 1го мнения перед дрм выявлсь чз доказво, в ходе котго ссылки на авторитет, особ соце положе индивида, предлагающего предписание для буд деятти, не считсь серьезной аргумей. Диалог велся му равноправными гражми, и единным критерием была обосновть предлагаемого норматива. Этот сложившийся в культуре идеал обоснного мнения был перенесен антич филей и на научн знания. Именно в греч матке мы встречм изложе знаний в виде теорем: “дано — требся доказать — докво”. Но в древнеегип и вавилонской матке такая форма не была принята, здесь мы нахм токо нормативн рецепты решя задач, излагаемые по схеме: “Делай так!”… “Смотри, ты сделал прано!”Харно, что разработка в антич фил метв постижя и развертывания истины (диалектики и логики) протекала как отраже мира сквозь призму соцй практики полиса. 1е шаги к осозню и развю диалки как мда были связаны с аналм столкня в споре противопх мнений (типичная ситуация выработки нормв деятти на нарм собрии). Что же касся логики, то ее разрка в антич филии начсь с поиска критв правго рассуждения в ораторм искве и выработанные здесь нормативы логичго следования были затем применены к научму рассуждению.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *