18. Зап и востя средневекя наука

Эпоху Средневекя отнт к нач II в. н. э., а ее заверше к XIV—XV векам. Знания вписаны в сист среднего миросозерцания, для котго харно стремле к всеохватывающему знанию, что вытект из предстний, заимствных из античти: познаватя деятть носит теологически-текстовой харр (выражся в том, что все явля действти существт по промыслу Бога и для предуготовлх им ролей), исслся и анализся не вещи и явля, а поня. Поэт универсм метм станся дедукция (царствует дедуктивная логика Аристотеля). В мире, сотворм Богом и по его планам, нет места объектм закм, без котх не могло бы формирся естествознание. Но в это вр сущт уже области знаний, коте подготавли возмть рождя науки (астрологию, натурю магию и др.) Средневеке ученые, как прав, выходцы из араб универв, свое знание назли натурй магией, понимая под ней надежн и глубе познание тайн. Магия понимсь как глубе знание скрытых сил и Вселенной без их нарушя и, следно, без насилия над Природой. Маг — это больше практик-эксперр, теоретик-концептуалист. Схоластика (от лат. — школьный), оформся в IX— XII вв., стремится к обновлю религх догматов, приспосабливая их к удобствам преподавя в универтах и школах. Больш значе придается логике рассуждий, в кот схоласты видят путь постижя Бога. С расцветом схоластичй учености связано оттачивание логичго аппарата, рассудочных спбов обоснния знания, при котх сталкився тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимся преподаватй деятю: Альберт Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский. Важми для них явлся вопсы о соотнии разума и веры, науки и религии. Соотние филфии и теологии истолковывся неоднозно. Ансельм Кентерберийский считт, что истины, добытые разумом, но противорщие авторту Священного писания, д б забыты или отвергнуты. Абеляр стремится к четкому разграничю му верой и знанием и предлагает сначала с пом разума исследть религе истины, а затем судить, заслужт они веры или нет. Знаменй ученый Альберт Великий (1193—1207) имел столь обширн сведя по естествнию, что был удостоен звания «всеобъемлющий доктор». Филф препл в Парижском унте и стремся согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естествго). Глм метм научн исследя он счл наблние, и был уверен, что при исслнии прир надо постно обращся к наблю и опыту. В учении Фомы Аквинского (1225—1274) есть указя на мд интелго, т. е. постигго созерния, котй схватт не образ предмета, дальше котго не могут идти ни физика, ни матка, но прообраз этого образа, действитную форму предмета, «котя есть само бытие и от котй бытие происхт».На протяжии всего Средневвья важнй составляющей образя явлсь логика, котй отводсь значите место в трудах мн автв. Средневекя зап кулра — специфичй феномен. С од стор, продолже традий античти, свидетво тому — сущестние таких мыслитх комплексов, как созерцть, склонность к абстракму умозритму теоретизирнию, принципный отказ от опытн позня, призне превосхва универго над уникм. С дру стор, разрыв с античми традми: алхимия, астрология, имеющие «экспериментй» харр. А на Востоке в средние вв наметился прогресс в области матемких, физичх, астронких, медицх знаний. Интерес предстт личть Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескх сочний по матемаке, коте в ХП в. были переведены на латынь и 4 столетия служили в Евр учебными пособми. Чз его «Арифку» европейцы познаксь с десятичной сис счисля и правми (алгорми — от им ал-Хорезми) выполня 4х дейй над числами, записми по эт сист. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью котй было обучить исву решя урний, необхмых в случх наследния, раздела имущва, торговли, при измнии земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (отсюда идет назв такого раздела матемки, как алгебра) и «ал-мукабала» — приемы вычислий, коте были известны Хорезми еще из «Арифки» позднегреч матемка (Ш в.) Диофанта. Но в Евр об алгебраичх приемах узнали токо от ал-Хорезми. Важншее достиже арабоязычй науки сост в заимствнии у индх учх позиционной сист счисля и в совершнии ее. Алъ-Фараби (870—950) 1м среди арабоязычных филв осмыслил и в извест мере дорабл логиче наследие Аристотеля. Мыслитель собрал и упорядочил весь комплекс аристотго «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор неизвю среди арабоязх филв), написал комментарии ко всем его книгам и нескко собстх работ по вопрм логики. За заслуги в разв логичго знания он получил почетный титул «2го учителя» («1м» счся сам Аристотель).Наиб замечате в обл физики имя — алъ-Хайсам алъ-Газен (965—1039) из Басры. Его труд по оптике, изданный на латин яз в кон XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не токо трактовал зны отражя и преломля света, но и давал поразитно точн для того вр описе строения глаза. Бируни устанл метод опредя геогрх долгот, близкий к соврму, а тж опрл длину окружти Земли. Впервые на средневековом Востоке вел ученый сделал предполе о возмти обращя Земли вокруг Солнца. Еще задолго до Бируни автор многочислх работ по естестм наукам и филии Закария Рази (864— 925) написал «Книгу объемлющую», св рода медицю энциклю, составлю на основе работ античх и арабо-язычных ученых с добавлми автора, почерпнутыми из его собстного богатого врачебного опыта..К наиб ярким предстм ближневостго средневвья мно отнести Омара Хайяма (1048—1131), вел иранго учго и значитго филфа, великго поэта, автора всемирно извх четверостиший (рубай). В кач ученого Хайям больше всего сделал в матке. В алгебре он сиски изложил реше урнии до 3ей степ включно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижя Хайяма в обл астрономии: взамен лунного календаря, принесго арабами, он возвратился к солнеч календарю, кот был принят в Иране и Ср Азии до араб завоевания, и усовершвал его.Абу Али ибн Сына (Авиценна) (980—1037) — филф, матемк, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мир славу и предстт опредй познаватй интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классцию наук.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *