19. Становление опытн науки в новоевропейской культуре

Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа,Р. Бэкон, У. Оккам. Формире опытн науки связно с изменся предстми челка о его взаимосвязи с прир. Челк дн предть себя активм начм в исслнии прир, и это связ с зарождм идеи эксперимго исследя в культуре Нов врем.Принято счть, что в XIV – XV вв естние близко подошло к создю метв нов науки. Этому предшествовал прогресс ремеслго произва, рост горв, успешн торге контакты с арабм Востоком. Возрождены осне натуралисткие книги Аристотеля, а тж труды, содерщие методгию его натуралисткого опыта и наблюдя. В резте – усиле интерв к естественнонаучм идеям и исследм. Модель матемго объясня станся моделью идеальн знания, даже теологичя аргумция формулся согл математико-дедуктму мду.Осе центры – Оксфордский и Парижский унты.Оксфордская шк сыграла значит роль в разв и распрнии естествознания. Глав роль в станнии школы принадлежит францисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому). Его научн интсы концентрирсь вокруг оптики, матемки (особ геомии), астрмии. Гроссетеста назли ярк теорм и практм эксперимго естествния. В св рабх он высказл мысли о том, что изуче явлй начинся с опыта, посредм их анза устанся некот общ положе, рассматрмое как гипотеза. На основе гипотезы дедуктивно выводятся следя, опыт-ная проверка котх устанавлт их истинть или ложнть. Эти свои идеи исследль проводил в опытах над преломлм света. Он размышлял также над распрострм звуковых колебаний, над морми приливами, над явлми из области медицины. Для проверки гипотез Гроссетест испвал мды фальсции и верифции.Мд фальсции испся там, где нет еще никакой рацной теории, и естествоиспытль вынужден произвести отбор подходящих гипотез, т е отбросить то, что «не соответт прир вещей». Мд верифции предполт устанние завистей путем набля и проверку их в изолирующем эксперте.В построении объяснитх схем и в выборе му ними Гроссетест руководся 2мя общими «метафизичми» принцми:Принц единообря прир – все причины всегда единообны в св дейстх, из разнородх дейий следт вывод о разнородных причх и наоборот.Этот принц служил для отбора теорий, а тж руководил процм индукции.Принц экономии – если одна вещь докна из мнх предпосылок, а др вещь – из немнх предпосылок, одинво ясных, то лучш из них та, кот докна из немнх, потому что она быстрее дает знание.Гроссетест пытся выработать общ методгию естественнонаучн исследя, исходя из идей Аристотеля. Наиб фундаментм достижм оксфордской шк явлся теор света и оптика, коте могут понимся как основа некотй универсй физич теор.К ученикам Гроссетеста отнт англго натурфилософа и богослова Роджера Бэкона – одного из наиб интерх, оригх мысллей св века. Мировоззрение Бэкона формирсь под влиянием естественнонаучх интерв оксфордского кружка, с одн стор, с др же стор– в неприятии умозритх рассуждя схоластиков. Схоластике Бэкон противопоставлял программу практичго назначя знания, с пом котго чел м добиться св могущва и улучшя жизни. Ему принадлт идеи, коте предвосхитили будущее развит науки и техники: суда без гребцов, управмые одним челком, колесницы без коней, летате аппараты и др.Бэкон создт энциклдию, в кот значите место отводит матемке (комплекс дисциплин из геомрии и арифки, астрономии и музыки (акустика)). Он считт, что матемка достоверна и несомненна, и с ее помо необхмо проверять все осте науки. Матемка – сам легкая из наук, ибо она «доступна уму каж», следно, с нее надо начинать обуче детей. Бэкон счл, что все науки дны познався с пом матемких доказв, доходящих до истин, а не с пом диалектичх и софистичх доводов. Благо применю матемки наука мт достигнуть очевидти и истинти. Но для получя истинных знаний одних токо матемх доказв недостно. Для лучш понимя и устраня сомнений необхм опыт. Бэкон выделял 2 осн спба позн – с пом доказв и из опыта. Один из них приобрется посрвом внешх чувств – челк мт полагаться на свои органы чувств, на свидетва очевидцев, на спецно изготовле инструмты. Одн этого внеш опыта недостно, ибо он не вполне удостоверяет относно «телесных» вещей из-за трудности позня и совсем не касся «духх» вещей. Поэт необхм др вид опыта – опыт «внутй», котй станся возмм токо в мистических состх избранных благ обретению внутрго озарения. 2й вид опыта гораздо лучше 1го. Допускает Бэкон и 3ю разновидть опыта – праопыт, котм всемогущий бог наделил святых отцом и пророков. Бог открыл им науки чз внутр озаре.По Бэкону, Бог, недовй людьми, сообщт им токо частичн истину, правду смешт с ложью. Токо опирсь на опыт, люди мт выявить истину, но в полн объеме она не м б доступна никому. Бэкон подчеркл, что «голое доказво», не сопровожмое опытом, не м доставить полн удовлетния. Фил заключт: «Опытн наука – владычица умозритх наук». Опыт включт в себя физику, в котю вхт алхимия, астрономия, астрология, медицина, в известм смысле и матемка. Согл Бэкону, опытная наука, являясь источм новых истин, не входх в эмпириче содерже дрх наук, дна обеспть верифю (подтвержние или опровержение) умозритх начал. Кр того, опытн наука предпист, как делать орудия, как ими пользся, рассуждает обо всех тайнах прир и повелевает остальными науками. Англ филф и логик Уильям Оккам внес больш вклад в разв логичго учения. Осне работы – «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». В эпоху Оккама в формирнии знания преобладали вербе псевдообобщения, коте стансь тормозом развя действно научного, предмго знания. Оккам развивт учение о сущестнии 2х разновидтей знания:знание интуитивное – наглядное, включщее в себя как ощуще, так и внутрее переживе его. С него и начинся основное на опыте знание. Осн назначе интуитго знания – констатировать наличие той или иной вещи.Знание абстрагирное – это общ знание, коте тоже можно непосредственно постичь в душе, но оно относится к множеству единичных вещей. В отличие от интуитивного знания абстрагированное может отвлекаться от существования или несуществования вещей.Теорию общих понятий Оккам называет терминимом. Термин – простейший элемент всякого знания, всегда выраженного словом. Будучи единичным, оно становится общим (в уме) в связи с тем или иным значением, которое ему придается. Различаются две разновидности терминов: естественные термины, которые могут быть непосредственно отнесены к соответствующим вещам;искусственные термины, которые условны. Словам придается то или иное значение, относимое не к одной, а ко многим вещам. Из двух разновидностей терминов вытекает два рода наук: реальные, трактующие о самом бытии; и рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отня не к вещам, а к дрм понм. Пример науки 2го рода – логика.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *