22. Формире науки как профес деят и возник-ние дисциплинарно-организ-й науки

Н как профес деятть начин формирся в крупших странах Евр в пер бурного подъема естествния. Несмотря на больш значе велх прозрений античти, влияние науки арабов средневекго Востока, генх идей эпохи Возрож, естестние до XVII в. нахсь в зачаточном сост. Предстния о Вселенной ничем не отлич от тех, что были изложены еще в сочинх Птолемея. А предложя Копернм сис мира была достоянм узк круга лиц и воспринсь ими в больш степ как матемкая гип-за. Еще ничего не знали о закх движя тел.У истоков Н как профес деят-ти стоит Френсис Бэкон (1561—1626), утвержший, что достижя науки ничтожны и что она нуждся в велик обновлении. И чтобы создать нов естеств-ние, необхмы: правй мд (индуктивно-эксперный), мудрое упрние наукой (это з-ча правителей, кот дны созд ученые учреждя, библки, приобрть орудия и инстрты, обеспечь людей науки вознаграждм, освобщим их от забот и создающим своб вр для ТВ-ва) и общ согласие в работе, восполняющее недостк сил одного чел.Идеально организй коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Среди члв эт сообщва сущт раздел тр: одни собир сведя о разл опытах из книг, др делт опыты, третьи обрабт данные опытов и составт таблицы, а «истолковли прир» из наблний и опытов выводят общ зны и причины. В «Доме Соломона» провся общ собрания всех его членов, обсуждся рефты, работы, выведе зны и принцпы, решся, какие откря и опыты д б опублны. Для осущния преемствти в «Доме» обязно д б и мол ученые. Идея организй, коллектй, гос науки воплотилась в создии 1х естественнонаучн общв (или 1х академий) в Евр. Уже начиная с эп Возрож академии по типу платонх вознли в разн горх Италии. Но чаще всего это были небольш и недолговечн кружки любитй фил, теолии, литры, исва.28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собр состли «Меморандум», в кот записали о желан создать «Коллегию» для развит физико-матемго эксперимго знания. Позднее она будет названа Лондким корол общм, науч программа кго предполла развивать естеств-е посрвом опытов. Вслед за Лондм королм общм были созданы Парижск акад наук (1666 г.), Берлинская акад наук (1700 г.), Петербург акадя (1724 г.) и др.В науке XVII стол гл формой закрепля и трансляции знаний стала кн, в кот дны были излагся основопщие принцы и начала «прир вещей». В XVII в. возник особ форма закрепля и передачи знаний — переписка му учеными.Уже во 2й пол XVII стол постепно началось углубле спецции научн деятти. В различх странах образся сообщва исследлей-спецв. Коммуникации му ними начинт осущестся на национм яз, а не на латыни. Появлся научн журналы, чз коте происхт обмен инфорей. Первоначно они выполняли особ фцию объедя исследлей, стремясь показать, что и кем делся, но затем наряду с обзорами начали публикть сведя о нов знании, и это постепно стало их гл фцией.В кон XVIII — 1й пол XIX в. в связи с увеличм объема научн инфции, наряду с академичми учреждми, начинт возникать общва, объединяющие исследлей, рабщих в различ областях знания (физ, биол, хим и т.д.). Возникла необх в спец подготке ученых, чему способли унивты. Наука постеп утверждсь в св правах как прочно устанная профес, требщая специфич образя, имеющая свою структу и оргцию. Научн дисцна понимся как опред форма системции научн знания, связя с его институализацией, с осознм общ норм и идеалов научн исследя, с формирм научн сообщва, специфичго типа научн литры (обзоров и учебв), с опредми формами коммуникации му учеными, с создм функцно автономных оргций, ответных за образе и подгку кадров. Дисципная оргция науки оказся тем каналом, кот обеспечт социалцию достигнх резв, превращая их в науч и культе образцы, в соотввии с котми строятся учебки, излагся и передся знание в сист образния.Дисцно организное знание вознт именно в том случ, когда все накоплное знание рассмся под углом зрен трансляции его последщим поколм. Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучго — как доктрина. И поэт с позиц лиц, осущщих обуче, все наличн знание оказся совокупю доктрин. Для дисциплго образа науки харны: трактовка знания как объектно-мыслитй структуры, ориентация преподавания на унифицире расчленение и упорядоче всего знания, и изложе его в различх компендиумах, энциклх и учебх. Величм достижм культуры Сред вв явилось созде универв, выпших 2 фции: учебго заведя и лабории научн (в средневекм см слова) исследния. Универты были созданы во всех европх столицах и ряде круп горв. В пер Средневекя сложилась довольно-таки четкая дисципля оргция знания, передаваемая в ходе обучя, и тесно взаимосвязная с ней дисципля оргция учебн процесса.Формами обучя в это вр были лекции и диспуты. На лекциях читали вслух и комментли к-л канонич текст. А оснм средм закрепния знаний был диспут. Диспут — это ритуализированная форма общения, осущестмая по строгим правм и нормам. Т к в Сред вв преподавание и научн работа были неразрывно связ др с др, то диспут к XII в. станся ведущей формой оргции не токо учебн процесса, но и научн работы.В Сред вв сущестли многообразные варты дисциплго расчленя наук. В основе одной из них лежит христ миф о сотвории мира. И все сущестшие в то вр науки классифицсь по дням творений. Такой образ наук был наивно догматичен и предстл собой своего рода комментарий к Библии на основе существших в то вр сведий по тем или иным вопрм.Наряду с этим сущл и др дисциплй образ науки: расчле наук по уров абстрактности и отдалти от чувствго бытия, по целям, задм, средм различх наук и т.д. Одна из 1х попыток такого рода — класция Августина в «Христианской доктрине». Она строилась на основе восхождя от чувствго знания к абстрму, что соответло зчам образния того врем. В основе этой класции лежала истя, от нее чз геогрю осуществсь восхожде к астрономии, а потом к арифмке, риторике и диалектике. Но наиб известн и признанной была сист 7 «свобх» искусств, предложя Марцианом Капеллой. В соотвии с эт сист, в кач спутниц высш мудрости — филологии выступт на начм этапе познания грамка, риторика, диалека (тривиум), а на последм — арифмка, геомя, астрономия и музыка (квадривиум). А после реформы образя Карлом Великим эта сист стала эталоном всего европ образя. Но уже и в эт вр намечся попытки расширть состав квадривиума, включив в него такие дисцны, как астрология, медиц, мехка и т.д.На рубеже XIV—XV вв. (эп Возрожя) происхт сущестй культурно — историч сдвиг в отнии чел к прир и вслед за этим и к природознанию, подрываются идеалы и нормы средневек учености. Научн изыскания начинт развертываться вне традицх центров культ жизни (универв и монастырей). Они перемещся в кружки интеллекв, любитй фил, истор, литры и т.д. А в XVI в. в Италии возник такие нов формы оргции интеллектй жизни, как академии. Гуманисты Возрожя выступт против принудго харра преподя, культивирмого в Срее вв, требт от воспитя не токо умствго, но и физичго развит, радикно мент содерже изучх дисциплин и сам харр образя. Они выдвит нов идеал — образе как формире и развит личти в целостти ее способей.На 1х порах гуманисты возродили идеал универно энциклопго знания, но к сер XVI в. идея системки энциклопго изложя всего массива знаний начинт исчезать. Это связано как с бурным ростом знания, происхщим в это столетие, так и с новыми формами оргции науки. Образе начинт строиться как преподе групп отдх научх дисциплин, обретая ярко выраже черты дисциплно организго обучя. В кон XVIII — нач XIX в. дисциплно организная наука, включщая в себя 4 оснх блока научх дисциплин: матку, естестве, техниче и соцно-гуманите науки, — завершила долгий путь формиря науки в собств смыс сл.В наст вр научн знание предстт собой сложноорганизю сист науч дисциплин. Струкра научн дисцны м б предстна следм обрм. Все те исследя, кот провся представми данной науч дисцны, мно назвать передним краем исследя. Для него харакна опредя последовть научн публций: статьи, материалы конферций, симпозиумов, конгрессов, съездов, препринты и депоненты. Более выс уров состт обзоры и рефты, в котх подводся опреде обобщя проводх на передн крае исследий. Завершщий уров — созде обобщщей моногрии. Устоявшиеся данные научн дисцны излагся в учебх и транслирся последм поколм.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *