23. Технологическое применение науки и формирование технич наук

К кон XVIII — нач XIX столетий наука окончно стан-ся бесспорной ценностью цив-ции. Она все актив участ-ет в формир мировоззря, претендуя на достиже объек-но истинго знания о мире, и вместе с тем все отчетливее обнаруж-т прагматич-ю ценность, возм-ть пост-го и систем-го внедрения в произ-во своих рез-в, кот реал-ся в виде нов техники и техн-гии. Примеры испния науч знаний в практике м обнаружить и в предш-щие истор-кие периоды, что давало импульсы к осмыслению практич знач-ти науки. И все же исп-ние рез-в науки в пр-ве в доиндустре эпохи носило скорее эпизодический, чем сист-кий хар-р.В кон XVIII — перв пол XIX вв. ситуация радикно мен-ся. Именно в этот истор пер нач-ся процесс интен-го взаимодейя науки и техники и возникт особ тип соц развития, кот принято именовать НТП. Потреб-и практики все отчетливее обознли тендции к постеп-му превращю науки в непоср-ную производную силу. Внедре науч рез-в в пр-во в расширяющихся масшт-х стан-сь основной харак-кой соц-ной динамики, а идея соц-го прогресса все отчетливее связ-сь с эф-м технологич-м прим-м науки.Важн роль в развит науки, в част-ти в формир-нии новых отраслей знания, сыграло развитие крупн машинной индустрии, пришедшей на смену мануфактму пр-ву. Не случно в тех странах, где капитализм приобретал более развитые формы, наука получала преим-ва в развитии. Внедрение ее рез-в в пр-во все чаще рассм-сь как усл-е получ-я прибыли произв-ми, как свид-во силы и престижа гос-ва. Ценность науки, ее практич полезность, связ-я с извлечением дивидендов, отчетливо начинала осознся теми, кто вкладывал ср-ва в проведение иссл-ний. Расширяющееся прим-е науч знаний в пр-ве сформ-ло общестю потреб-ть в появлении особо слоя ис-ний, котй бы сист-ки обесп-л прил-е фундам-ных естественнонаучх теорий к области техники и техгии. Как выраж-е этой потреб-ти му естественнонаучными дисцми и произвм возн-т своеобразный посредник — научно-теор-кие иссл-ния технич-х наук.Их стан-ние в кул-ре было обуслно по меньшей мере 2 гр-ми факт-в: С одн стор, они утвержсь на базе эксперй науки, когда для формиря техничй теор оказсь необхм налич своей “базовой” естественнонаучй теории (во временном отннии это был пер XVIII—XIX вв.). С др стор, потребть в научно-теорм техничм знании была инициирована практичй необходимю, когда при реш конкретных задач инженеры уже не могли опирся токо на приобретенный опыт, а нуждались в научно-теорм обосннии, коте невозмно осущть, не имея соответсщей техничй теории, разрабмой в рамках техничх наук.Техничкие науки не явлся простым продолжм естествния, прикладными исследми, реализующими концепте разработки фундамх естестх наук. В развитой сист техничх наук имся свой слой как фундамх, так и приклх знаний, и эта сис имт специфич предмет исследя. Таким предметом выступт техника и технгия как особ сф искусстго, создавго челм и существго токо благ его деятти.Первые образцы научх техничх знаний, связх с примм открх естествознанием закв при созд новых технгий и техничх устройств, возникли уже на ранних стадиях развит естх наук. Классич примером м служить конструирование Х.Гюйгенсом механичх часов. Х.Гюйгенс опирся на отке Галилеем зны падения тел, создт теор колебя маятника, а затем воплощает эту теор в создм технич устройстве. Что же касся систкой разрки техничх теорий, то она начсь позднее, в эпоху становля и развит индустрго машинного произвтва. Его потребти, связе с тиражированием и модификацией различх техничх устройств, конструировм их новых видов и типов стимулли формирние и превращение инженерной деятти в особ профессию, обслуживающую произвво. В отлич от техничго творва в рамках ремеслго труда, эта деятть ориенла на системкое применение научх знаний при реш техничх задач. Разве инженерной деятти в XIX и XX вв. привело к дифференциации ее фций, выделению в отнно самосте спецции проектиря, конструирования и обслуживания техничх устройств и технологх процессов. С развитм инженерной деятти усложнялось научн техниче знание. В нем сформирсь эмпиричй и теоретичй уровни; наряду с приклми техничми теориями возникли фундаме. Их становле было стимулирно не токо прогрессом естествозя, но, пр вс, потребми инженй практики. Характм примером в этом отннии м служить формире теор машин и мехв. Возникая на стыке естествознания и произва, техниче науки все яснее обознли свои специфиче черты, отличщие их от естественнонаучного знания. Они обретали свое предметное поле, формирли собстве срва и мды исслния, свою особ карт исследмой реальнти, т.е. все то, что позволт гов о станнии опред научн дисциплины.Сформировавшись, техниче науки заняли прочн место в сист развився научн знания, а технико-технологкие инновации в произвве все в большей мере стали основывся на примнии резв научно-техничх исследний. И если раньше наука мало что давала промышлти, то с утверждм техничх наук ситуация изменсь. Они не токо стали обеспть потребности развився техники, но и опережать ее разве, формируя схемы возможных бух технгий и техничх сисм.Техничкие науки, вместе с техничм проектирм, начиная с сер XIX столетия стали выступать связующим звеном му естественнонаучными дисцми, с одн стор, и произвми технолми — с дрй.Суммируя, выделим осне перы в развит техничх наук. Их 4:Донаучй этап (с первобытнообщго строя до эпох Возрожя) – техниче знания сущестт как эмпириче описе предмета, срв трудй деятти чел и спв их применя. Техниче знания развився и усложнся одноврно с прогрессом техники. Естественнонаучные и техниче знания развився парално, взаимодействуя лишь изредка, без непосрной и постной связи му ними.Зарожд техничх наук (2я пол XV – 70 гг XIX) – для решя практичх задач начинт привлекаться научн знание. На стыке произва и естествознания возникт научн техниче знание, призванное непосрно обслужть произвво. Формирся принципы и мды получя и построения научн теорго знания. Одноврно продолжся становле естествознания, кот связано с произввом опосредно, чз технич науки и технику. Выделтся 2 подэтапа:1й подэтап (2я половXV – нач XVII) – становле экспериментго мда на основе соедя науки и практики. техниче знание еще не приобретает статуса научн теории.2й подэтап (нач XVII – 70-ые XIX) – появле новых научх теорий в естествознании создало необхе предпосылки для появля техничй теории. Техниче знания начт приобретать теоретичй харр.3й пер (70-ые XIX – сер XX) – теоркие науки выглядят сформировавшейся и развитой областью научн знаний со своим предметом, средми и метми и ясно очерченной объектной областью исследя. В этот пер сложились довольно усте, четкие формы взаимосвязи естествозня и техничх наук.4й этап продолжся и в наст вр, среди его особй м выделть интеграцию технич и естественнонаучного знания.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *