25. Научн знание как сложная развився система

Эмпиричй и теоретичй уровни науки, критерии их различения. Научн знания — слож развився сист, в кот по мере эволюции возникт все новые уровни оргции. Они оказывт обратное воздейе на ранее сложившся уровни знания и трансформт их. В этом процессе постоянно возникт новые приемы и спбы теорго исследния, меняется стратегия научного поиска. В своих развитых формах наука предстает как дисциплно организное знание, в кот отде отрасли — научные дисциплины выступт в кач относитно автономных подсистем, взаи-модейщих му собой. Научные дисциплины возникт и развився неравномерно. В них формирся различе типы знаний. Специфика предмета каж науки может привести к тому, что опреде типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в др. При возникнии развитых форм теорго знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применя.В сист люб научн знания можно выделить различн формы знания: законы, принципы, гипотезы, теории, схемы, программы, эмпирические факты, кое отнся к 2м оснм уровням: эмпиричму и теоретичму. Соотвно сущт 2 типа познаватх процедур. Наличие этих уровней научн познания было зафиксировано в рамках неопоззма в 30-х XX столетия в услх обнаруженного различия языкового смысла теоретичго и эмпиричго использя терминов. Различе эмпиричго и теоретго уровней осущестся с учетом специфики познаватй деятти на каж из этих уровней. Осне критерии различия: 1) Харр предмета исслния. Эмпириче исследние ориентировано на изуч явлений и завистей му ними, сущностные связи не выделся еще в чистом виде. На уровне теор происхт выделе сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта — взаимодейе ряда закв, котм подчиняется данный объект. Зча теории – воссоздать все эти отношя му закми и т обрм раскрыть сущность объекта. Следт различать эмпиричю зависть (вероятностно-истинные знания) и теоркий закон (знания достоверные). Теория и эмпирика имеют дело с разными срезами одной и той же действитти. Эмпирика изучт явля и их корреляции, улавливая в отношх му явлми проявление закона. В чистом виде он дается в рез теоретичго исследя.2) Тип применяемых срв исследя. Теория не строится путем индуктго обобщения опыта. Эмпирич исследе базируется на практичм взаимодействии исслля с изучаемым объектом. В теоретичм исследнии отсутствует практиче взаимодействие с объектами, на этом уровне объект мт изучаться токо опосредованно, в мыслм эксперименте, но не в реальном. 3) Особти метода. В эмпиричм познании: наблюде, использе приборов и др средств реального наблюдя и эксперимента, эмпириче описание. В теоретких исследовх: метод построения идеализированного объекта (идеализация); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; методы постря теории (восхождение от абстрго к конкрму, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный мды); мды логичго и историчего исследя и др.Эмпирика и теория отличся по предмету, срвам и методам исслния. В реальной действитти эти 2 слоя знания всегда взаимодейт. Выделение же конкретной катег в качве средств методологичго анализа позвт выяснить, как устроено и развився научн знание. Эти уровни знания имеют слож оргцию. Выделт подуровни, характщиеся специфичми познаватми процедурами и особыми типами получаемого знания. На эмпирич уровне выделся 2 подуровня: наблюде и эмпирич факты, кот не явлся достоверным знанием и на них не мт опираться теория. Базисом теории — эмпириче факты, где нет субъективности.Переход от данных наблюдя к эмпиричму факту предполагает: 1) рационю обработку данных наблюдя и поиск в них устойчивого, инвариантного содержя; 2) истолкование выявляемого в наблюдх инвариантного содержя с использовм ранее получх теорх знаний. При установлении эмпиричго факта требся применение ряда теоретких положений (из области механики, электродинамики), но возникт проблема теоркой нагруженности – для установления факта нужны теории, а они дны проверяться фактами. Т.о. в формирнии факта участвуют знания, коте проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретичких знаний, коте, в св оч, если они достоверны, могут снова участвовать в формирии новейших фактов и т. п. В оргции теоретичго уровня знания выдт 2 подуровня: частные теоретские модели и зны, развитая теория. Частные теоркие модели и законы выступают как теории, относящиеся к достно ограничной области явлий. Теореткое знание вклт теоретичю модель, котя объясняет явле, и закон, котй формулируется относитно модели. Модель включт идеализированные объекты и связи му ними. Закон характерт отношя идеальных объектов теореткой модели, а опосредно он применяется к описанию эмпиричй реальности.В развитой теории все частные теореткие модели и зны обобщаются т обрм, что они выступт как следствие фундаментх принцв и закв теории. Т.е. строится некот обобщающая теоретичя модель, котя охватт все частные случаи, и применитно к ней формулирся некот набор закв, коте выступт как обобщающее по отношю ко всем частным теоретичм законам. 2 типа оргции научн знания – частные теории и обобщщие развитые теории – взаимодейт как му собой, так и с эмпиричм уровнем знания.Научн знание в люб области науки предстт собой огромн массу взаимодейщих му собой различх типов знаний. Теория принимт участие в формирнии фактов; в св оч, факты требт построения новых теоретичх моделей, коте сначала строятся как гипотезы, а потом обосновывся и превращся в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, кот дает объяснение известм, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, сущестт разнообре и слож процедуры взаимодейя различх слоев научн знания.Научн знание, как и все формы духго произвва, необходимы для того, чтобы напрть и регулть практику. Различ виды познаватй деятти по-разному выполнт эту роль, и анализ этого различия явлся 1м и необхм услм для выявля особй научн познания.Особми объектов научн исследия объясняются и осне особти научх знаний как продукта науч деятти. Наука формирует специфиче способы обосновя истинности знания: эксперный контроль над получм знанием, выводимость одних знаний из дрх, истинность котх уже докна. Систть и обосновть научн знания один из сущестх признв, отличщих его от продуктов обыденной познаватй деятти людей. При характке природы научн познания мно выделить сист отличительных признаков науки, среди которых главными являются: 1) предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки обыденного опыта (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными главных характеристик и обусловлены ими.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *