40. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания и как перестройка оснований науки

В кризисном состоянии прежний закономерный эволюционный путь развития системы разветвляется на несколько дискретных переходов в качественно новые состояния. Такое ветвление получило название точки бифуркации. В этой точке возникают многочисленные флуктуации, и одна из них случайным образом толкает систему к «выбору» одного из возможных продолжений пути. Но возврата назад не существует, и после перехода стартует новый эволюционный этап развития вплоть до следующей точки бифуркации. Существование точек бифуркации имеет следствия, важные для понимания особенностей развития в нашем Мире. Прежде всего, возникает новое понимание соотношения случайного и закономерного в развитии. Случайным оказывается только то, что происходит в критической ситуации, сопровождаемой переходом системы в качественно новое состояние. Далее, разветвление путей развития и случайность «выбора» продолжения делает невозможным точное предсказание будущего системы на основании существовавших до перехода тенденций развития. Наконец, весь процесс развития есть движение системы от одной точки бифуркации до следующей, процесс, в котором только между точками бифуркации существуют относительно стабильные условия ее существования. С позиции синергетики научные революции можно истолковать как «точки бифуркации» развития науки и культуры. Научные революции связаны с выбором между альтернативами и с поворотом, коренным изменением в научной картине мира. В предреволюционный, критический период, как правило, происходит «размножение» научный направлений и школ, т.е. преобладают дивергентные тенденции. И именно это разнообразие подходов, концепций и интерпретаций конструктивно для выбора в «точках бифуркации» собственных устойчивых тенденций развития систем научного знания. С мировоззренческой и философской точки зрения научные революции представляют собой коренное, качественное изменение в развитии научного знания, перерыв постепенности в этом развитии, сопровождающийся не только возникновением принципиально нового знания, но и перестройкой оснований прежнего знания. Для понимания сущности научных революций необходимо, прежде всего, усвоение такого понятия, как основания науки, ибо каждая из этих революций базируется именно на них. В состав оснований науки входят такие компоненты: а) идеалы и нормы исследования, б) научная картина мира и в) философские основания. В системе идеалов и нормативных структур выражен определенный образ познавательной деятельности, т.е. представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Что касается научной картины мира, то она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и призвана, во-первых, обеспечивать систематизацию знаний в рамках данной науки и, во-вторых, выступать в качестве исследовательской программы, задающей направление эмпирического и теоретического поиска и выбор средств их решения. Третий компонент оснований науки — это философские идеи и принципы, обосновывающие идеалы и нормы науки, а также содержательные параметры научной картины мира и включение самого научного знания в культуру. Указанные выше основания науки обеспечивают рост знаний до тех пор, пока имеющаяся картина мира учитывает общие черты системной организации изучаемых объектов, а методы освоения этих объектов соответствуют сложившимся идеалам и нормам исследования. Однако по мере развития науки возникают принципиально новые типы объектов, требующие иного видения реальности и иных схем метода познания этих объектов. Это обусловливает необходимость перестройки оснований науки, осуществляющейся в двух возможных вариантах: а) как революция, при которой трансформация специальной картины мира не сопровождается существенным изменением идеалов и норм исследования, и б) как революция, в ходе которой вместе с картиной мира радикально изменяются идеалы и нормы науки. Первый вид — наиболее известный тип научных революций: это — революция Коперника, революция Ньютона, теория относительности, квантовая механика. Именно с содержащейся в них сменой фундаментальных теоретических концепций связывает свое представление о научных революциях Т.Кун. Второй вид, связанный с появлением новых методов исследования, ведет к смене изучаемых проблем и стандартов научной работы, к появлению новых отраслей знания.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *