50. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд)

Современную постклассическую науку характеризует экологическая направленность. Она проявляется на 3-х уровнях:

• внутридисциплинарный (как конкретная наука может иметь экологическую значимость);

• междисциплинарный уровень (появление экофизики, экобиологии и т.д);

• комплексный уровень (научное сопровождение, внедрение технологий с точки зрения обеспечения экологической безопасности).

В современной науке выделяют следующие новые экологические дисциплины и концепции:

• концепция устойчивого развития — предполагает сохранение для будущих поколений жизненноважных природных параметров;

• экологическая экономика (продажа квот на СО);

• экологическая педагогика (кружки и секции, юннаты и т.д.);

• появление экологической этики.

Сущностью этого нового направления науки является обоснование и обеспечение перехода от антропоцентричного отношения к миру к биоцентричному.

Антропоцентризм — это признание привилегированного статуса человека в мире, который для своего выживания должен использовать все природные средства и ресурсы.

Источники антропоцентризма:

Христианство — из Библии (пример о Ное);

Античная философия — Аристотелевское учение о иерархии живых существ, вершина которой человек — выделил 3 вида души, человек – симбиоз трех душ: вегетативная, животная и человеческая.

Новое время — учение Декарта о животных как о неодушевленных механизмах, которые онтологически ничтожны по отношению к человеку.

Кант сказал: «животные и растения это лишь средства; для человека целью может 6ыть только человек»

Бэкон: «3нание-сила»

Следствием этого мировоззрения явился экологический кризис, преодоление которого видится на путях биоцентризма.

Источники этого подхода:

• тотемические представления в мифологии;

• концепция ахинсы у Джайны;

• Ислам – формируется понятие Хима – заповедной местности, где не разрешена никакая деятельность человека;

• Буддизм – чистота кармы зависит безгрешности жизни, убийство живого – это главный кармический грех.

Теоретическое оформление биоцентризма происходит в Западной философии середины 20 в.

Основателем экологической этики считается Э. Леопольд (1887-1948). Главные книги «Календарь песчаного графства», «Круговая река».

По его мысли экологическая этика – завершающий этап оформления сферы нравственности. Сначала этика распространяется только на личностные отношения между людьми, затем на отношения человек-общество, теперь должен перейти на отношение человек-природа.

Экологическая этика Леональда называется этикой Земли и ее максимальным явлением: «Мыслить, как гора», то есть относится к природе не с позиции корысти человека а с позиции ее самой, понимания насколько важны все ее части.

Помимо этики Земли он предложил понятие эстетики земли, где показаны примеры интерпретации понятия прекрасного в отношении природы.

Бэярд Калликот (1941гр.)

Первый преподаватель курса «экологическая этика».

Разработал особенный аксиологический подход к природе: ее ценность не только утилитарная (внешняя), но и внутренняя, то есть она ценна просто потому что она есть.

Он эксплицировал (выявил) опыт отношения к природе индейцев, которые во-первых, способствовали разведения полезных им животных, во-вторых обучали детей правильному отношению к природе, в-третьих обожествляли некоторые ее виды, в-четвертых не считали себя выше животных.

Р. Аттфильт – представитель консервативного направления в экологической этике.

1. Человек не может не использовать природу для своего выживания.

2. Всякое использование порождает ответственность.

3. Ответственность перед природой должна быть дифференцирована в сообразной степени ее человекоподобия (собака и муравей).

4. Также идеи экологической этики ближе «движению зеленых», «движению освобождения животных».

5. Экофиминизм и т.д.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *