Современную постклассическую науку характеризует экологическая направленность. Она проявляется на 3-х уровнях:
• внутридисциплинарный (как конкретная наука может иметь экологическую значимость);
• междисциплинарный уровень (появление экофизики, экобиологии и т.д);
• комплексный уровень (научное сопровождение, внедрение технологий с точки зрения обеспечения экологической безопасности).
В современной науке выделяют следующие новые экологические дисциплины и концепции:
• концепция устойчивого развития — предполагает сохранение для будущих поколений жизненноважных природных параметров;
• экологическая экономика (продажа квот на СО);
• экологическая педагогика (кружки и секции, юннаты и т.д.);
• появление экологической этики.
Сущностью этого нового направления науки является обоснование и обеспечение перехода от антропоцентричного отношения к миру к биоцентричному.
Антропоцентризм — это признание привилегированного статуса человека в мире, который для своего выживания должен использовать все природные средства и ресурсы.
Источники антропоцентризма:
Христианство — из Библии (пример о Ное);
Античная философия — Аристотелевское учение о иерархии живых существ, вершина которой человек — выделил 3 вида души, человек – симбиоз трех душ: вегетативная, животная и человеческая.
Новое время — учение Декарта о животных как о неодушевленных механизмах, которые онтологически ничтожны по отношению к человеку.
Кант сказал: «животные и растения это лишь средства; для человека целью может 6ыть только человек»
Бэкон: «3нание-сила»
Следствием этого мировоззрения явился экологический кризис, преодоление которого видится на путях биоцентризма.
Источники этого подхода:
• тотемические представления в мифологии;
• концепция ахинсы у Джайны;
• Ислам – формируется понятие Хима – заповедной местности, где не разрешена никакая деятельность человека;
• Буддизм – чистота кармы зависит безгрешности жизни, убийство живого – это главный кармический грех.
Теоретическое оформление биоцентризма происходит в Западной философии середины 20 в.
Основателем экологической этики считается Э. Леопольд (1887-1948). Главные книги «Календарь песчаного графства», «Круговая река».
По его мысли экологическая этика – завершающий этап оформления сферы нравственности. Сначала этика распространяется только на личностные отношения между людьми, затем на отношения человек-общество, теперь должен перейти на отношение человек-природа.
Экологическая этика Леональда называется этикой Земли и ее максимальным явлением: «Мыслить, как гора», то есть относится к природе не с позиции корысти человека а с позиции ее самой, понимания насколько важны все ее части.
Помимо этики Земли он предложил понятие эстетики земли, где показаны примеры интерпретации понятия прекрасного в отношении природы.
Бэярд Калликот (1941гр.)
Первый преподаватель курса «экологическая этика».
Разработал особенный аксиологический подход к природе: ее ценность не только утилитарная (внешняя), но и внутренняя, то есть она ценна просто потому что она есть.
Он эксплицировал (выявил) опыт отношения к природе индейцев, которые во-первых, способствовали разведения полезных им животных, во-вторых обучали детей правильному отношению к природе, в-третьих обожествляли некоторые ее виды, в-четвертых не считали себя выше животных.
Р. Аттфильт – представитель консервативного направления в экологической этике.
1. Человек не может не использовать природу для своего выживания.
2. Всякое использование порождает ответственность.
3. Ответственность перед природой должна быть дифференцирована в сообразной степени ее человекоподобия (собака и муравей).
4. Также идеи экологической этики ближе «движению зеленых», «движению освобождения животных».
5. Экофиминизм и т.д.