57. Наука как социальный институт: различные подходы к определению социального института науки

Наука – феномен культуры, научное познание – один из аспектов культурного творчества; наука во все большей степени влияет на характер культуры, социальную структуру общества, а по мере превращения науки в непосредственную производительную силу наука становится важнейшим социальным институтом. Понимание науки как социального института общества – продукт эволюционного и революционного её развития, осознания научным сообществом того непреложного факта, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. Бурный рост научного знания, его устремленность в будущее, обостряет анализ фактов воплощенности её идей в социальной жизни. В этой связи выдвигается проблема различных подходов к определению социального института науки, в числе которых можно выделить социологический, культурно-исторический, интерналистский и экстерналистский подходы к пониманию механизмов научной деятельности. Социология наук как знания, имея долгую историю, прослеживается уже в трудах Ф. Бэкона, а также «отцов основателей» социологии науки, как Маркс, Парето и Дюркгейм, Р. Мертон. Социологическое направление науки изучает социальные взаимоотношения между учеными, взаимодействие с другими институтами общества. Марксом наука выделяется в качестве непосредственной производительной силы общества. Культурологический (культурно-исторический) подход к определению социального института науки выдвигается на первый план по мере того, как становится очевидной односторонность и неудовлетворенность тех методологических подходов к анализу механизмов науки, которые называются интерналистским и экстерналистским. Первый требует при изучении науки исходить исключительно из имманентных законов развития знания, второй предполагает, что изменения в науке определяются чисто внешними по отношению к знанию факторами. Экстерналистский исторический подход не является надежным, так как сопоставление между собой отдельных этапов в развитии искусства, права и т.д. с соответствующими этапами развития науки устанавливаются лишь поверхностные аналогии. (Представители данного подхода – Дж. Бернал, Дж. Холдейн идр.). Интернализм как оппозиция экстерализму (А. Койре, А.Р. Холл) развивает «интеллектуальную историю науки», эволюцию интеллектуальных традиций, используя метод историко-научных реконструкций. Видный представитель А. Койре. Отечественный исследователь науки П.П. Гайденко опирается на культурно-исторический подход к определению науки как социального института через механизм становления научных программ, что позволяет соединить в нечто целое научные программы (Платона и Демокрита), вошедшие в историю философии как принципиально противоположные «линии» философии. В.С. Степин также подчеркивает, что каждая научная теория имеет свой идеал объяснения, доказательности и организации знания, не выводимый из самой теории, уходящий корнями в культуру эпохи, обусловленную формами духовного производства. Период становления науки как особого социального института — это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время. Наука создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Понятие «социальный институт» (Р. Мертон) отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *