60. Историческое развитие способов трансляции научных знаний

Выделяют три этапа развития научной коммуникации:

• Устная коммуникация (до письменного периода).

• Письменная коммуникация.

• Телекоммуникации с использованием информационной техники.

Устная дописьменная коммуникация характерна для протонаучной формы познания и представлена в виде передачи опыта по изготовлению и применению орудий труда. Это знание носило рецептурный характер и передавалось по принципу «делай как я». Также возникает устная традиция передачи знаний и в письменную эпоху, например, в деятельности Сократа. Он не признает письменную передачу знаний, поскольку она ослабляет память человека и является стандартной, не варьируясь как устная речь с целью подстроиться под собеседника.

Письменная научная коммуникация. В своем первоначальном виде научные работы являлись монускриптами и фолиантами. После возникновения книгопечатания начинает зарождаться научная периодика и первые научные журналы появились в 17 в., как печатная продукция академий и вместе с ними появляется жанр научной статьи.

В это же время происходит оформление научного стиля.

Образом научного стиля служили научные работы Ньютона, в которых предлагалось систематическое изложение материала, использовалась терминология и язык математики. Начиная с 16 века, появляется техническая литература. Первым изданием такого рода была энциклопедия «Протехния Ваноччо Берегуччо» (1540 г.) Также появляется книга Григория Агрику «О горном и металлургическом искусстве» (1564).

Появляются «Театры Мельниц» и «Театры машин» (описание устройств), а в начале 18 века появляется первый технический учебник во Франции.

Начиная с 17 века важным способом научной коммуникации становится научная переписка. Первоначально она осуществлялась на латыни, а с широким распространением национальных академий наук была переведена на национальные языки.

Начиная с 19 века оформился следующий порядок научной коммуникации:

• Статья.

• Реферативные обзоры статей.

• Монографии.

• Учебник.

Телекоммуникации. Появляются в 70-80-е годы 20 века и связаны с широким распространением ЭВМ. По логическим критериям выделяют следующие виды научной коммуникации:

• Формальные и неформальные.

С точки зрения агентов информации выделяют три вектора коммуникации:

а) узкие профессионалы – стати в дисциплинарно-ориентированных журналах;

б) статьи для внедренческого применения;

в) учебные статьи – для педагогической общественности;

3. По этапам становления коммуникации выделяют три её вида:

а) концептуальная – сбор материалов;

б) публикация;

в) популяризация.

Одним из видов неформальной коммуникации является вид научного сообщества под названием «Незримый колледж». В своем развитии он проходит следующие этапы:

Стандартная коммуникация «в обычных пределах».

Нахождение научной структуры со схожим проблемным и методологическим полем.

Активная коммуникация между этими структурами (совместные конференции, гранты, публикации и т.д.).

Создание нового направления или дисциплин в науке.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *