6. Социологический и культуро-логический подходы к исследованию науки

Н выступт здесь как сист упр-я деят-ю, она вкл-на в деят-ть в кач ее идеал-го плана. В рамках данных подхв предм-ми иссл-ния стан-ся связь научн сообщ-ва с опред-ми стилями мышл-я, соц-е роли и ценностные ориен-ции ученых, этос науки, амбивалентность науч норм. Происх-ние науки рассм-ся как соц-но-культ-го феномен в рамках соц-гии знания (М. Шелер, К. Мангейм) и соц-гии науки (Л. Флек, Ф. Знанецкий, Р. Мертон).Социол-кий подх к науке раскрывает завис науки от потреб-й разв -я техники, от сущест-щих соц-но-полит структур, от складыв-ся научн сообщ-ва, его ценностей и норм, от религ-х ориентаций ведущих англ. учёных 17 в. Мертон связ возник-е науки с пуританизмом (что кас-ся токо анг. науки), делая осн. акцент на формнии норм науки как соц института. Для струк-но-функц-го ан-за важно понять любой соц. Ин-т с т. зр. Функц-ния сис цен-й и норм повед-я. Мертон формул-т осн. хар-ки этноса науки, или норм-х регулятивов науч деят-ти – универсализм, коллективизм, беско-рыстность и организ-ный скептицизм. Познав-я деят рассм-ся как деят, соотв-щая этим всеобщ нормам, остающимся на протяжении всей истор науки неизм-ми, устойч-ми и обеспеч-ми сущест-е науки как таковой. Эта единая ценностно-нормативная струк-ра науки, или её этос, выраж-ся в сис предписаний, запретов, предпочтений, санкций и разреш-й. Наука как соц. ин облад-т специфичй сисй распред-я вознаграждения за осуществ-е инст-но предписанных ролей (Н: присвоение имени учёного откр-ю, почетные награды, академ-кие звания и т.д.). В науке как соц. феномене сущ-т борьба за приоритет соей теории, что привело к появл в науке понятий плагиат, шельмование противников, отказ от борьбы за призн-е. Отклоняющееся повед-е свид-т об проявлии дисф-ции ученого, что не способ-т выживю науч сис-мы.В рамках культур-го подх к науке все сущ-щие на Земле цив-ции были разделены (Тойнби) на традиц-е и технократич-е. Различия традиц и техногенной цив-ции носят радик-й хар-р, к-й в значит мере распростр-ся и на науку.Традиц-е общ-ва характ-ся замедл-ми темпами соц-х изм-й. Конечно, в них тж возник-т инновации как в сф пр-ва, так и в сф регуляции соц-х отн-ний, но прогресс идет очень медло по срав со сроками жизни индивидов и даже поколений. Соотв-но в культуре этих общ-в приоритет отдается трад-м, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышл-я. Инновац (науч) деят-ть отнюдь не восприним-ся здесь как высш ценность, напротив, она им-т огранич-я и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Древ Инд и Кит, Др Египет, гос-ва мусульм-го Востока эпохи средневек-я и т.д. — все это традиц об-ва. Этот тип соц орг-ции сохр-ся и до наших дней: мн гос-ва третьего мира сохрт черты традиц об-ва, хотя их столкн-ние с соврй запй (техногенной) цив-й рано или поздно прив-т к радик-м трансформациям традиц-й культуры и образа жизни.В техног-х цивил-х всё не так. Можно сказать так, что экстенсивное разв-е истор здесь замен-ся интенс-м; простр-е сущест-ние — временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расшир-я культ-х зон, а за счет перестройки самих оснований прежних СП-в жизнедеят-ти и формир-я принцип-но новых возмож-й. Самое гл и дейст-но эпохальное, всемирно-историч-е изм-е, связ-е с переходом от традиц-го обва к техног цив-ции, сост в возник-нии нов сист ценностей. Ценн-ю сч-ся сама ин-ция, ориг-ть, вообще новое. С этим связан особ статус научй рац-ти в сист цен-й техногй цивции, особ знач-ть научно-технич-го взгляда на мир, ибо познание мира явл-ся усл-м для его преобраз-ния. Оно создт увер-ть в том, что чел способен, раскрыв з-ны прир и соц жизни, регулир-ть прир и соц процессы в соотвии со св целями. Поэт в новоеврй культуре и в последм развитии техногх общв катег науч-ти обретает своеобразный символич-й смысл. Она восприн-ся как необхе усл процветания и прогресса. Цен-ть науч рац-ти и ее акт влияние на др сферы к-ры стан-ся характ-м призн-м жизни техног-х общ-в. В целом же чз призму к-ры – наука выст-т как СП-б получ-я и накопл-е знаний, ср-м удовл-ния потреб-й чел-ка (гл. образом учённого).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *