2. Основные исследовательские программы соцо-гум наук

Исследовательская (научная) программа в философии науки — фил харка предмета, метода и принцв позня в опредй области научного знания. Натуралистическая исследовательская программа в социально-гуманитарных науках возникла в 17-18 вв под влиянием естествознания и строится на признании тождества их предметов или единства их методов. Социальные факты объективны как материальные вещи, из чего следует:- возможность применить процедуру их подведения под системный анализ;- ориентация на проникновение в сущность социальных явлений и процессов.Убежденность в том, что, опираясь на рационализм, можно раскрыть глубинную, устойчивую внутреннюю основу любого социального объекта, лежала в основе поиска экономистами фундаментального экономического отношения, историками — основного фактора исторического развития, юристами — центральной идеи права, философами, социологами и психологами — рациональной сущности общества и человека.Особенностью натурализма в обществознании является использование объяснения, как универсального познавательного приема. В этом случае, «одно сущее в своем фактическом проявлении объясняется из другого сущего». Испытав на рубеже 19-20 вв. серьезный кризис, вызванный появлением конкурирующей антинатуралистическая исследовательской программы, натурализм, тем не менее, переживает новый подъем. Антинатуралистическая (культуроцентристская) исследовательская программа в социально-гуманитарных науках сформировалась в 19-20 вв., когда наряду с физической и психической действительностью философы стали выделять культуру. Прежде культура понималась как творческая деятельность, направленная на реализацию природной сущности человека. Теперь культура стала рассматриваться «как формирование человека и общественных связей, как продукт истории и сама история, как самоосуществление человека, в ходе которого меняется его собственная природа». Такое изменение взгляда на культуру получало распространение по мере того, как природа все больше подвергается антропогенному воздействию и становится элементом человеческой среды.Антинатурализм подчеркивает, во-первых, в центре социального и гуманитарного анализа оказывается субъект, его мотивы, ценности, идеалы, выбор и предпочтения. Во-вторых, подчеркивает подвижный, текучий, динамичный характер социальной реальности: она всегда множественна, открыта, незавершенна. Наряду с закономерным, типичным предметом анализа становится случайное, отклоняющееся от норм и стандартов.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *