7. Интернализм и экстернализм как подходы к исследованию науки

В совр фил сущ 2 концепц движущих факторов – И. и Э. Наиб полно интерн-кая конц-я предст-на в трудах А.Койре – лидера этого напр, изв-го своими фундам-ми трудами по фил и историко-науч-м проблемам физики. Само назв «И.» опр-ся тем ,что гл знач в этой кон-ции придается внутринаучн факт-м. По Койре, поск-ку наука — дух деят-ть, то она м б объяснена токо из нее самой, тем более потому, что теор мир полню автономен, отделен пропастью от реальн мира. Ист науки — это движ идей, понятий, теорий по внутр логике их развит либо смена типов мышля, своего рода «мутация» человеч-го интел-та, происх-щая скачкообразно. Этот процесс так или иначе связан со сменой фил-х идей и концепций. И. фиксирует сущест-ние и внешх факт-в — эконх, социокульт-х, коте могут либо мешать, либо благоприят-ть науке; однако никакого воздей-вия на внут струкру научн знания, его проблематику и подх к реш научн задач они оказать не м. И. подход, ставит на гл место внутре, имманентные науке ф-ры ее разв-я. Койре сформ-л принцип-е полож-я о влиянии фил-ии как внешнем науке фак-ре на разв научн мысли: «а) научн мысль никогда не была полн-ю отделена от фил мысли; б) велик науче рев-ции всегда опред-сь катастрофой или измен-м фил-х концепций; в) научн мысль — речь идет о физич науках — развивалась не в вакууме; это разв всегда происходило в рамках опред идей, фундам-х принц-в, наделенных аксиоматической очевид-ю, кот-е, как прав, счит-сь принадл-ми собст-но фил-ии». Сущест-е нед-ки и односторть И.: в своих крайних формах он опирся на исходную посылку о том, что чел как субькт позня — это «дух субстанция», объясн-е прир кот-й не м опираться на матер-е и соц-е предпосылки. В конечном счете такая позиция приводит к абсолютизации различий интеллект-х и культно-историчх, соц-х аспектов развит науки. Др подх в поним движущих сил разв науки — Э. исходит из признания ведущей роли внеш-х науке факт-в, в перв очер соц-но-эконом-ких. Сущест-м мом-м становл-я этого подх стало выступ-ние совет ученого Б.М. Гессена (погибшего в 1936 году) с доклм о соц-но-эконом-ких корнях мех-ки И. Ньютона на Междунарм конгрессе истор науки и тех-ки, состоявшемся в Лондоне в 1931 году. Резм этого влияния было возникнние целой школы, кот обосновала важность соц истор науки. Зарубежн историки-экстерналисты исслед-ли завис-ть развит науки от соц-но-экон-ких усл-ий капит-ма в XVI1-Х1Х вв, от роста ремесл-го произ-ва и связи с ним экспер-ной деят-ти ученых, от взаимодей-вия протестантской этики и научн деят-ти ученых-христиан и др проблемы. Экстерналисты пытались выводить такие слож элем-ты науки, как содерж-е, темы, м-ды, идеи и гипотезы, непоср-но из эконом-ких причин, игнорируя особ-ти науки как духго произ-ва, специф-кой деят-ти по получ-ю, обоснов-ю и проверке объект-но истинного знания. Обращение к этим 2м трактовкам движущих сил науки предстт сег, по существу, историч интерес, в чистом виде они почти не появлся в рабх посл лет. Сег уже всем очевно, что наука не м рассмся как явле, полн-ю замкнутое в себе или, наоборот, полностью подчиненное внешнеэкономм фактм. Проблема сост в том, чтобы понять взаимвие и взаимосвязь внеш и внутрх фактв разв науки, возникня нов идей, мдов и теорий.Различ рода вненаучные фры, направляя вниме ученых на разработку тех областей науки, в кох заинтерно общво в данй момт, не м вместе с тем подсказать ученым, какими конкрми приемами и спми решать встающие перед наукой теоркие и эксперные зчи. Однако, трансфсь в творве ученого в логиче формы, мировоззренческие предпосылки, соце и культурно-исторе фры обретают внутринаучй харр и входят в содерже знания как регулщие принципы, идеалы и нормы.Это слож взаимодвие внутринаучных и внеш науке фактв м показать на изв историкам науки примере. В нач XIX в Франция оказ-сь в блокаде, и чтобы спасти полож-е в некот отрх промышти, Наполеон ставит ученым ряд задач, в части создать искуссные красители и изобрести продукт, заменщий тростниковый сахар, кот ввозился из колоний. Были назначены высе премии, четко обозначен соц заказ. Однако красители получить не смогли, наука не была готова, т к не была разработана структ теор вещва, не знали строение молекул красителей, соотвно, их не могли синтезирть. 2 задание — получить «новый» сахар — выполнить удалось. В науке уже был «задел»: провели микроскопич анз срезов тростника и выявили строение кристаллов его сока, затем обратились к растению, подобному тростнику по физико-химичм св-м, — свекле, сахаристое вещво в кот уже было открыто нем химиком Маркграфом. Ученым оставалось разработать технологию, что и было сделано. Совр иссл-е социокультй обусловленти научн знания и преодоления оппозиции «интернализм — экстернализм» привели к более глуб поним-ю самой прир социалти науки и ее компонента — знания. Социальность как важн системообразующий фактор включся в само исслед-ние науки, рассматр-мой в целостности внеш и внут-го.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *