8. Социальное и культурно-историческое время

Для понимания природы времени в познании особую значимость имеет герменевтика. Время осмысливается здесь в формах: как темпоральность жизни, как роль временной дистанции между автором (текстом) и интерпретатором, как параметр «исторического разума», элемент биографического метода, компонент традиции и обновляющихся смыслов, образцов. В герменевтике, и в первую очередь у В.Дильтея, время становится внутренней характеристикой жизни субъекта, ее первым категориальным определением, основополагающим для всех иных определений. Время рассматривается как категория духовного мира, обладающая объективной ценностью, необходимая для того, чтобы показать реальность постигаемого в переживании. Дильтей обратился к методологии исторического познания, наук о духе, культуре. Он тесно увязал развитие общей теории понимания и интерпретации с развитием методологии истории, историзмом, что, в свою очередь, предполагает выявление их связи с пониманием времени, с разведением значения этих категорий в естественных и гуманитарных науках. В науках о духе и культуре время носит исторический характер, тесно связано с внутренним смыслом и памятью, которая служит ориентации в настоящем и будущем. В историческом времени ничто не ограничивается и не обособляется, прошлое и будущее одновременно проникнуты друг другом, настоящее всегда включает в себя прошлое и будущее.Обоснование фундаментальности исторического времени связано с именем М. Хайдеггера. Если для Хайдеггера встает вопрос о смысле бытия, то в качестве этого смысла обнаруживается время. Оно предстает как горизонт, внутри которого достигается понимание бытия. Эта иная, чем традиционно «физическая», трактовка времени, не только предваряющая вычленение форм времени, но иначе воспринимающая «статус» времени в понимании бытия, в понимании человека. Проблема социального времени, специфика исторического времени, природа времени в различных социальных и гуманитарных науках — распространенные направления исследований, т.е. само течение времени порождает изменение. Такой подход соответствует достаточно давно осуществленному П. Сорокиным и Р. Мертоном различению «астрономического» и «социального» времени, долгое остававшемуся без внимания, хотя параллельно, например, в экономической литературе также нащупывалось различение времени двух типов — времени как «схемы мышления» и времени как «двигателя опыта». В исторических исследованиях присутствуют оба типа времени, хотя и в «разных пропорциях», что также зависит оттого, идет ли речь о времени наблюдающего или действующего субъекта. Познание исторического времени происходит в «пространстве социальных наук», в частности политологии, экономики, социологии и психологии.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *