8. Наука в культуре совр цивилизации: базисные ценности традицион-го и техн-го об-ва

В развит челов-ва, после того как оно преодолело стад варварства и дикости, сущ-ло мн-во цив-ций — конкр-х видов об-ва, каж-е из кот имело свою самобытную ист-ю. Изв фил-ф и историк А.Тойнби выделил и описал 21 цив-цию. Все они м б разделены на 2 больших класса соотв-но типам цивилиз-го разв-я — на традиц-е и техног-ю цив-ции.Техног-я цив-ция явл-ся довольно поздним продуктом человеч-й ист. Долгое вр эта ист протекала как взаимодей-е традиц-х общ-в. Лишь в XV—XVII столетиях в европ-м регионе сформир-ся особ тип разв-я, связ-й с появл-м техногенных об-в, их послед-щей экспансией на остальной мир и измен-м под их влиянием традиц об-в. Некот-е из этих традиц-х об-в были просто поглощены техноген цив; пройдя чз этапы модер-ции, они превращ-сь затем в типичные техн-е об-ва. Дре, испытав на себе прививки зап технологии и культуры, тем не менее сохр-ли мн традиц-е черты, превратившись в своего рода гибридные образования.Различия традиц и техн-й цивции носят радик-й харр.Традице обва характ-ся замедл-ми темпами соц-х из-ний. Конечно, в них тж возник-т инновации как в сф произв-ва, так и в сф регуляции соц-х отн-ний, но прогресс идет очень медленно по сравню со сроками жизни индивидов и даже поколений. В традицх общх мт смениться неск поколений людей, заставая одни и те же струк-ры общест-ной жизни, воспроизводя их и передавая след-му поколению. Виды деят-ти, их ср-ва и цели мо столетиями сущест-ть в кач уст-вых стереотипов. Соотв-но в культуре этих общ-в приоритет отдается традициям, образцам и нормам, аккумулирующим опыт предков, канонизированным стилям мышл-я. Инновац-я деят-ть не воспринимается здесь как высш ценность, напротив, она им-т огр-я и допустима лишь в рамках веками апробированных традиций. Др Индия . и Китай, Др Египет, гос-ва мусульм-го Востока эпохи Средневековья и т.д. — все это традиц-ные об-ва. Этот тип соц-й орг-ции сохр-ся и до наших дней: мн гос-ва третьего мира сохр-т черты традиц-го об-ва, хотя их столкновение с совр-й зап (техногенной) цивилизй рано или поздно привт к радик трансформациям традиц культуры и образа жизни.Что же касается техн цивил, кот часто обозн-т расплывчатым пон-м «западная цивилизация», имея в виду регион ее возникн-ния, то это особ тип соц-го разв-я и особ тип цив-ции, опред-щие признаки кот в изв-й степ противоп-ны характ-кам традиц-х об-в. Активн взаимодей техног цив-ции и трад-ных об-в, как прав, оказ-ся столкн-м, кот прив-т к гибели последних, к уничт-ю мн культх традиций, по существу, к гибели этих культур как самобытных целостн-й (Юж Америки, Африки). Идея преобраз-я мира и подчин-я чел-м прир была доминантой в культуре техног цив-ции на всех этапах ее истор, вплоть до нашего вр. Что же касается традиц-х об-в, то здесь деятельностное отн-е к миру, кот-е выступ-т родовым призн-м чел, поним-сь и оцен-сь с принцип-но иных позиций. Цен-ти техног к-ры задают принц-но иной вектор человеч акт-ти. Преобр-щая деят-ть рассм-ся здесь как гл предназн-ние чел-ка. Деятельностно — активный идеал отн-я чел к прир распр-ся затем и на сф соц-х отн-й, кот тж начин-т рассм-ся в кач особых соц-х объектв, коте мт целенапр-но преобразть чел. С этим связан культ борьбы, революций как локомотивов ист. С поним-м деят-ти и предназнач-я чел тесно связан 2 важн аспект ценностных и мировоззр-х ориентации, кот-й харак-н для культ техн-го мира, — поним-е прир как упорядоч-го, закономерно устр-го поля, в к-м разумн существо, познавшее з-ны прир, способно осущ-ть св власть над внеш-ми процессами и объек-ми, поставить их под свой контроль. Надо токо изобрести техн-гию, чтобы искус-но изменить прир-й процесс и поставить его на службу чел-ку, и тогда укрощенная прир будет удовлет-ть человеч потреб-ти во все расшир-ся масштабах.Что же касс-ся традиц-х культур, то в них прир поним-ся как живой организм, в кот органично встроен чел, но не как обезличенное предметное поле, управляемое объективными з-ми. Само пон з-на прир, отличного от з-нов, кот регул-т соц-ю жизнь, было чуждо традиц-м культурам. Характ-й для техног цив-ции пафос покорения прир и преобр-ния мира порождал особ отнош-е к идеям господства, силы и власти. В традиц к-рах они поним-сь пр вс как непосред-ная власть одного чел над др. В патриархальных общ-вах и азиатских деспотиях власть и господство распростр-сь не токо на подданных государя, но и осуществ-сь мужчиной, главой семьи над женой и детьми, кот-ми он владел так же, как царь или император телами и душами своих подданных. В техног мире тж м обнаружить немало ситуаций, в котх господство осущ-ся как сила непоср-ного принуждения и власти одного чел-ка над дрм. Однако отн-ния личн завис-ти перестают здесь доминир-ть и подчин-ся новым соц-м связям. Их сущность опред-на всеобщим обменом рез-ми деят-ти, приобреет-щими форму товара. Власть и господство в этой сис отн-ний предполагают владение и присвоение тов-в (вещей, чело-ских способ-тей, инф-ции как товарных цен-й, имеющих денежный эквивалент).В рез в культуре техн цив-ции происх-т своеобразное смещ-е акцентов в понимании предм-в господства, силы и власти — от чел к произв-ной им вещи. В св оч, эти новые смыслы легко соед-ся с идеалом деятельностно-преобраз-щего предназначения чел. Изменяя путем приложения освоенных сил не токо прирю, но и соцю среду, чел реализт свое предназнние творца, преобраз-ля мира. Идеал твор-кой, суверенной, автономной лич-ти заним-т одно из приорит-х мест в сис цен-й техногй цив-ции. В традиц обве личнть реализся токо чз принадлежть к к-л опредй корпорации, будучи элемм в строго опредй сис корпоративных связей. Если чел не вклн в к-н корпорацию, он не личнть.В техног цивции возникт особ тип автономии личти: чел м менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, м и способен очень гибко строить свои отнния с людьми, вклся в разн соцные общности, а часто и в разн культурные традиции. В культуре техног об-в сис цен-й базир-ся на идеалах креативной деят-ти и творч-й актив-ти суверенной лич-ти. И токо в эт сис ценностей науч рац-ть и научн деят-ть обретают приоритй статус.Особ статус научн рац-ти в сис ценностей техног цив-ции и особ значимость научно-техничго взгляда на мир опред-ны тем, что научное познание мира явлся услм для его преобраз-ния в расшир-ся масш-х. Оно создт увер-ть в том, что чел способен, раскрыв з-ны прир и соц жизни, регул-ть прир-е и соц-е процессы в соот-вии со своими целями.Поэт в новоевроп к-ре и в последщем развит техног-х об-в катег научности обретт своеобразй символич смысл. Она восприн-ся как необх усле процветания и прогресса. Ценность научн рацион-ти и ее активн влияние на др сф к-ры стан-ся характ-м призн-м жизни техног-х об-в.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *