19. Значение социогуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков

Федеральное законодательство должно отражать результаты совместной работы не только депутатского корпуса, правовых управлений Правительства и Администрации Президента России, но и представителей общественных объединений, научных кругов, населения страны.

В ряде городов (Пермь, Новосибирск, Красноярск, Санкт-Петербург) и регионов России на административном уровне были инициированы и осуществлены общественные экспертизы ряда важных для общественности законодательных и промышленных проектов.

Основными направлениями общественной экспертизы являются: экономические, экологические, социальные, законодательные, психологические и другие аспекты деятельности власти.

Основной целью общественной экспертизы является вовлечение общественности в процесс анализа, оценки, прогнозирования последствий деятельности основных институтов государства и общества и ее участие в социальном контроле над результатами этой деятельности.

Наиболее распространены следующие формы общественной экспертизы:

• Экспертиза актов Законодательства и законодательных инициатив

• Экологическая экспертиза

• Экспертиза крупных промышленных и градостроительных проектов.

Можно обозначить следующие принципы общественной экспертизы:

• принцип системной организации экспертной работы и единства ее научно-методического, методологического и нормативно-правового обеспечения;

• принцип независимости экспертных групп и привлекаемых к этой работе других специалистов в качестве экспертов;

• принцип объективности принимаемых по результатам экспертизы заключений и рекомендаций;

• принцип комплексности и научной обоснованности экспертных оценок;

• принцип гласности результатов экспертизы.

Иногда осуществляется комплексная общественная экспертиза, включающая в себя несколько указанных направлений. В результате такого рода комплексной экспертизы, например, был изменен маршрут газопровода в обход озера Байкал.

Таким образом, общественная экспертиза — независимый от органов государственной власти анализ социально значимых практик с точки зрения их соответствия общественному интересу, который отстаивает гражданский институт, группа населения, являющийся заказчиком (или исполнителем) экспертизы.

Технология общественной экспертизы подразумевает следующие шаги:

1. Мотивация общественности к проведению общественной экспертизы. На этом этапе общественная организация актуализирует проблему, которая должна стать объектом экспертизы, в сознании сообщества.

2. Анализ общественного мнения населения по выявленной проблеме. На данном этапе особенно велика роль социально-гуманитрных наук, социологии, политологии и психологии.

3. Получение официального решение органа власти по заявке на проведение общественной экспертизы.

4. Создание общественной группы активистов, ученых и общественных деятелей, заинтересованных в проведении общественной экспертизы.

5. Обучение активистов.

6. Создание экспертной группы с привлечением опытных независимых профессионалов в сфере социально-гуманитарного знания.

7. Проведение программных мероприятий в рамках общественной экспертизы. (общественные слушания, конференции, сходы граждан и т. д.).

8. Принятие итогового решения (заключения) по результатам общественной экспертизы.

9. Социальный контроль за выполнением решения.

Прежде всего, необходимо отдавать себе отчет, что для проведения экспертизы необходимо наличие:

1. Законодательной базы для проведения общественной экспертизы или готовность власти к сотрудничеству с общественными организациями по проведению общественной экспертизы. Также желателен опыт проведения общественной экспертизы в регионе.

2. Успешно работающих региональных общественных организаций.

3. Объекта общественной экспертизы, т. е. выявленных социально-экономических проблем, затрагивающих широкие слои населения.

Общественная экспертиза может проводиться в трех взаимодополняющих форматах:

Общественный мониторинг – постоянный, систематический сбор гражданским актором информации о соблюдении прав и законных интересов граждан органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами.

Общественный контроль — непосредственное наблюдение представителями гражданского общества за соблюдением прав и законных интересов граждан в учреждениях и органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях различной формы собственности с целью прекращения и/или недопущения нарушения прав и законных интересов граждан.

Общественное расследование – сбор и анализ информации о фактах грубого или массового нарушения прав и законных интересов граждан.

Следует также отметить, что практика общественных экспертиз за рубежом имеет широкое распространение, и большую материальную поддержку со стороны государства. При этом в некоторых областях деятельности, непосредственно затрагивающих интересы граждан или общества в целом, общественная экспертиза просто обязательна и финансируется государством.

В США, Канаде, Швеции и ряде других стран выдача разрешений на природопользование происходит в форме квази-судебного или специализированного судебного заседания, в котором участвуют пропонент (тот, кто предложил проект), оппонент и свидетели-эксперты. Общественная экспертиза может быть инициирована по заявлению представителей заинтересованной общественности, они имеют право выступать стороной на слушаниях и выставлять своих ученых-экспертов. Вообще, американская традиция больше ориентирована на вердикт, решение суда. Европейская — на достижение консенсуса. Довольно часто функции организации общественных слушаний, экспертиз и иных процедур передаются — по контракту — какой-нибудь неправительственной организации, чаще всего — университету.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *