23. «Общество знания» и «экономика знания»: характерные черты

Характерными чертами обществ знаний является их способность распознавать, производить, обрабатывать, преобразовывать, распространять и использовать информацию для накопления и применения знаний в целях развития человечества. Для них необходимо обретение социальной самостоятельности, включающей плюрализм, вовлеченность, солидарность и участие.Характерные черты экономики знаний: Первая характерная черта — актуализация знаний, инноваций, ИКТ, как факторов экономического развития. Известно, что эффект от вложений в образование (материальный и нематериальный) проявляется в отношении конкретного человека постепенно в течение жизни: повышенные доходы по сравнению с работниками, не имеющими высшего образования; самореализация, социальный статус, карьерный рост и пр. В этой связи в числе обсуждаемых проблем рассматривают переизбыток специалистов с высшим образованием по определенным специальностям (экономисты, юристы) и недостаток специалистов технического профиля, особенно в области ИКТ. Такая тенденция действительно имеет место, но является ли избыток специалистов с высшим образованием проблемой? Вторая характерная черта экономики знаний – это ее индустриальность, так как требуется дополнительное производство новой ИТ-техники, а производство традиционных промышленных товаров ускоряется под действием инновационных технологий. Закономерностью являются очевидные и неоспоримые выгоды, которые дает высшее образование, создание и применение новых технологий и научно-технических достижений, большинство которых являются результатами университетских фундаментальных и прикладных научных исследований, обеспечивающих повышение производительности труда во всех применяемых сферах деятельности. С другой стороны, наличие высококвалифицированных специалистов позволяет использовать такие технологии, что также способствует повышению производительности труда. Третья характерная черта экономики знаний – ее глобальный характер. Закономерностью является углубление процессов интеграции, международного разделения труда, специализации и кооперации. Глобализация высшего образования в современных исследованиях рассматривается как процессы роста взаимозависимости и конвергенции национальных экономик, либерализация торговли и рынков, где господствует конкуренция, борьба за рынки образовательных услуг, транснациональное образование и коммерческая передача знаний. При этом происходит размывание и исчезновение национальных границ и моделей образования. Четвертая характерная черта экономики знаний заключается в том, что подавляющая часть операций осуществляется в электронном виде, что приводит к созданию ранее невозможных виртуальных взаимоотношений и среды, способствующей внедрению нововведений. Закономерностью является причинная обусловленность явлений (детерминизм), которая создает основу для разумной, сознательной деятельности людей. Электронизация операций во всех сферах социально-эколого-экономической жизни требует соответствующего обучения и профессиональной подготовки людей. В современных условиях без знания основ ИКТ невозможно устроиться на самую простую работу, даже не требующую высшего образования, хотя работодатели предпочитают принимать на такие должности специалистов с университетскими дипломами. Отсюда сложилась устойчивая тенденция массовости высшего образования и, к сожалению, снижения качества образования. Пятой характерной чертой экономики знаний является существенное изменение отношений обмена: информация не выпадает из обмена, стремительно распространяется, создает синергетический эффект. В предыдущие исторические эпохи человек всегда зарабатывал, изменяя природу, теперь же люди перерабатывают информацию. Термины «информация» и «ресурсы» стали ключевыми словами для современного мироустройства. Высшая школа, как генератор знаний, информации и инноваций, играет важную роль в отношениях обмена информационными ресурсами. Так, явными особенностями информационного обмена являются: 1) Информация – объект собственности и обмена в товарном хозяйстве. При ее движении растет объем знаний вместе с количеством его носителей и параллельно, создаются возможности для генерирования нового знания. 2) Потребление информации тождественно формированию нового знания. Следовательно, знания растут по мере их потребления. 3) Информация легче передается от одного субъекта к другому, чем товарная продукция, поскольку, первый ее не теряет при этом. 4) Технические средства облегчают тиражирование. 5) Информация избирательна, то есть, будучи потенциально доступной, большому количеству людей, она не может быть реально усвоена ими из-за специфики личных способностей. Соответственно роль высшей школы в информационном обмене заключается не просто в передаче информации потребителям, но, в первую очередь, в создании нового знания, в совершенствовании способов передачи информации и воспитании культуры ее потребления. Шестая характерная черта экономики знаний — актуализация роли личности со всеми вытекающими отсюда последствиями и для управления, и для стимулирования, и для образовательного процесса. Ученые рассматривают современного человека как главный информационный ресурс общества. В информационном обществе личность все в меньшей мере становится носителем человеческого капитала и все в большей степени – носителем человеческих информационных ресурсов. Характерной тенденцией является и существенное изменение взаимоотношений преподавателя и студента в образовательном процессе. В условиях многообразия и открытого доступа к информации преподаватель утрачивает монополию на знание. Роль преподавателя в образовательном процессе заключается во владении искусством интерпретации существующих концепций, общепризнанных теорий, признании многообразия существующих точек зрения и объективного их изложения. Студент со своей стороны превращается в активного участника образовательного процесса со своим умением поиска информации, творческого подхода к выполнению индивидуальных заданий и научно-исследовательских работ. И, наконец, общемировой тенденцией является движение к демократизации образования, то есть от элитарного образования к элитному. Представляется, что опорный каркас элитного образования составят формируемые федеральные университетские комплексы и национальные исследовательские университеты.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы к кандидатскому по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *