14.Античный атомизм (А). Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар

Предпосылкой А была потребность дать матер. объяснение наблюд св-в вещей — их множ-ва, движения и изменения. После Зенона, доказавш будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустраним противореч и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множ-ва, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. — Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. — Демокрит (460 -370 ггднэ). Труды Д. охватыв вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующ своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд, по кот ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидет-ва ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии — горькое, в мнении — теплое, в мнен. — холодное, в м. — цвет, в действит-ти сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. Д. говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего. Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Он отрицает наличие целесообразности в природе. А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания — ощущения. От вещей отделяются “видики” — материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проник в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, и это позн. также м.б. достоверным. Этические воззрения Д — разумное наслаждение жизнью сос т в светлом и спок. состоянии души, обусловлен согласием с прир., исполнен долга, мерой во всем… Эпикур (341-270дэ) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. — созд этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теории познания. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий истинности. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможн для чел. свободы. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов — их тяжестью. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол. Критерий счастья — удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная безмятежность, кот. и есть счастье фил. Лукреци Кар – рим фил – в 17-18 вв н.э.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по философии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *