Современное состояние проблемы взаимосв-зи обуч-я (воспит-я) и пс-го развития

Обучение и развитие связь обучения и развития ребенка, чело-века является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л. С. Вы-Хатский, Б. Г. Ананьев); б) развитие, особенно личностное, не прекращаётся до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности характеру и качеству. Общими характеристиками развития, по Л. И. Анциферовой, являются: необратимость, про-гресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучаемого, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека. Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Ответ на этот вопрос принципиально важен для педагогической психо-логии.Соотношение обучения и развитияСуществуют разные точки зрения решения этого вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джеймс, Эд. Торндайк, хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение — это только внешние ус-ловия созревания, развития. В отечественной психологии ут-верждается точка зрения, сформулированная Л.С.Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Со-гласно этой точке зрения, обуч-ие и восп-ие играют вед-ую роль в пс-ком разв-и р-ка, «Это положение явл-ся «кардиналь-ным не только для отеч-ной пед. психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. След-но, обуч-е должно «ориентир-ся не на вчерашний, а на завтрашний день дет-го разв-я»5. Это положение оказывается принципиальным для всей организ-и обуч-я.Рассм-ие проблемы разв-я означает ответ на целый ряд вопросов: каково общее направление пс-го разв-я лич-ти, что выступает в кач-ве его движ-х сил, какова соц-ная ситуация разв-я, по каким осн-ым линиям оно протека-ет. Обуч-е, реализуемое по любому типу, не может не учиты-вать все эти особенности разв-я, если оно хочет быть управл-ым и добиваться осн-й цели — разв-я лич-ти обучающегося, его пс-го разв-я.Общее направл-е пс-го разв-я человека. По общенаучному определению развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно хар-ся одноврем-ым проявл-ем 3 св-в: не-обрат-тью, направл-тьюи закономерностью происходящих в развив-мся объекте изменений. При этом отмечается, что одной из осн-ных его хар-тик явл-ся время, точнее протяженность во времени, кот-е и выявляет направ-ленность разв-я, т. е. его направление, его движение.Анализируя общие законы умств-го разв-я, Н. И. Чуприкова соотносит его, во-первых, с систем-ной организацией когнитивных структур, когнитивных схем-репрезентаций, во-вторых, с утверждением, что как всякая другая система, когнитивно-репрезентативная структура развив-ся и, что, в-третьих, след-но, умств-е разв-е есть частное проявление всеобщего процесса разв-я и что оно также подчиняется закону от общего к частному. Отметим, что пс-кое и в частности умств-е разв-е человека не должно отождествляться с разв-ем лич-ти в целом, Г. Гегель рассм-вал противоречие как внутр-й импульс разв-я. Категория противоречия включается отеч-ной пс-гией в хар-ку пс-го разв-я при анализе его движ-х сил (А. Н. Леонтьев, А. В„ Запорожец, С. Н. Карпова).

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *