Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина (Г)

Возраст-ая и пед-ая пс-гия — наиболее развитая отрасль сов-ой пс-кой науки, имеющая давние и устойчивые традиции. Проблемы возр-ой и педагогической психологии успешно разрабат-ли и разрабат-ют видные сов-ие ученые-пс-ги, обогатившие науку фундамент-ыми трудами: Б. Г. Ананьев, ЛИ/. Божович, П. Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А. В. Запорожец, Л. В. Занков, Г. С. Костюк. А. Н Леонтьев, Н. А, Менчинская. Н. Ф. Талызина. Д.Б. Эльконин и др. Одной из концепций сов. Возр-ой и пед-кой психологии явилась теория поэтапного формирования умственных действий(ТПФУД). Она складыв-ся в 50-е гг. в трудах ПЯ. Гальперина. Центр-ая идея ТПФУД состоит в том, что по получе-ние знаний осущ-ся в процессе деят-ти уч-ся, в рез-те и при условии выполнения им определ-ой системы действий. Ч-век не получает от природы в готовом виде мыслит-ную деят-ть, а учится мыслить, усваивает мыслит-ные операции. Задача педагога — умело управлять этим процессом, контрол-ть не •только рез-ты мыслит-ной деят-ти, но и ход ее формир-ния. Опираясь на важн-ий принцип сов. психологии — принцип единства сознания и деят-ти, П.Я Гальперин, Н. Ф. Талызина и их сотрудники рассм-ют усвоение знаний как процесс, происход-й в рез-те выполн-ия и усвоения опред-ных действий. Г выделил 6 осн-х этапов, реализация кот-х позволяет эффективно осущ-ть формир-ние понятий и различных умств-х действий: 1)мотивационный: необходимо мотивировать, стимулировать познават-ые потребности р-нка; 2)ориентировочный : происходит понимание уч-ся сущности умств-ых действий, те это показ, объяснение; 3) этап материаль-ного или материализованного действия: объяснение уч- происх-т с использ-ем наглядных схем, таблиц, моделей, макетов; уч-ль осущ-ет контроль за точностью выполнения действий (Новые приемы внутренней, пс-кой, мыслительной деят-ти могут быть усвоены не иначе, как пройдя через этап внешней, материальной деят-ти (работа с реальными предметами) или этап материализованной деят-ти (работа с моделями). Примером материальной формы деят-ти может служить счет на палочках. То, что действие осущ-ется с реальными предметами или на схемах и чертежах, позволяет уч-ся (и уч-лю) четко контрол-ать каждую операцию, входящую в состав действия.); 4)внешнеречевой: все элементы уч-ся проговаривают, комментирует или представляют в форме письм-ой речи; 5)беззвучной речи (речи про себя): более свернут, более сокращен, чем 4); 6)этап сформированного действия: действие максимально сокращено, свернуто, осуществ-ся автоматически. Г показал, что осн-ой путь формир-ния умств-ых действий — это переход из внешнего во внутренний план, т.е. процесс интериоризации. Так, напр., в осуществ-и разбора по членам предложения пункты 1)-5) реализуются: материал будет на эк-замене или его знания позволят правильно расставить пунктуа-цию-это большие стимулы, а не мотивы; уч-ль дает предложение. Там находим основу, задаем вопросы, выделяем второстепенные члены; к получ-му разбору подбирается схема, под кот-ю приду-мать свое предложение; все работают самост-но с объяснением, что и как они подчеркивают; самост-но разбирают, но по губам видно проговаривание; автоматич-й разбор. Наряду с процессом интеграции целесообразно осущ-лять обратный процесс экстерио-ризации (переход от механического действия к этапу устной речи). Испол-ие этой теории позволяет предупреждать типичные ошибки в фор мировании умств-х действий. С этой целью полезно использ-ть вариативность на этапе ориентировочном или на этапе материального, материализованного действия. Ход и качество ус-воения опред-ся ориентировочной частью познавательной деят-тью — совокупностью объект-ых условий, на кот-е ориентируется ученик при вы-полнении действия. Так, согласно ТПФУД, обобщение — это важная сторона мыслит-ой деят-ти, оно формир-ся по тем, и только тем свойствам, кот-е вошли в ориентировочную основу деят-ти. Единственно они оказываются существенными. Остальные же, пусть даже присущие всем объектам, с кот-ми имел дело ученик, не принимаются в расчет.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *