Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения

Одной из важнейших в развитии детей явл-ся проблема нахождения и макси-но возможного использования для развития сензитивного периода в жизни ребенка. Проблематичность этого вопроса состоит в том, что нам, во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, длительность и конец. Во-вторых, в жизни каждого реб-ка они, по-видимому, индивидуально своеобразны, наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности, связанные с практическим пед-им решением этой проблемы, состоит также в том, чтобы точно определить признаки начала сензитивного периода, а также комплексы психологических качеств реб-ка, которые могут формироваться и развиваться в пределах того или иного сензитивного периода. Индивидуально изучая детей, необходимо, кроме того, научится прогнозировать наступление различных сензитивных периодов развития. Другая проблема, касается связи, существующей м/у соз-нательно организуемым пед-им воздействием на реб-ка и его психологическим развитием. Ведет ли обучение и воспитание развитие за собой, или реб-ок приобретает в рез-те него только определенный комплекс ЗУНов, которые не определяют собой ни его интеллектуальное, ни моральное развитие? Всякое ли обучение способствует развитию или только проблемное и так называемое развивающее? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Третья из проблем касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания. Каждый возраст реб-ка открывает свои возможности для его интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей и как оптимальным образом использовать эти возможности? Чему отдать приоритет в каждый конкретный период жизни реб-ка — обучению или воспитанию — и как опреде-лить,в чем в данный момент его жизни реб-ок более всего нуждается: в когнетивно. – интеллектуальном или личностном развитии? Каким образом в едином пед-ом процессе объединить воспитательные и обучающие воздейст-вия для того, чтобы они взаимодополняли друг друга и совместно стимулиро-вали развитие? Это еще один логически объединенный единой проблемой комплекс вопросов, не имеющих пока окончательного решения. Четвертой проблемой можно назвать проблему системного хар-ра развития реб-ка и комплексности пед-их воздействий. Она имеет прежде всего теоретический интерес, но от нахождения правильного решения данной проблемы прямо зависит от практики. Суть данной проблемы заключается в том, чтобы представить развитие реб-ка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных св-ств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении мн-ва других свойств и в свою очередь зависит от них. По каким законам развивается система психологических качеств реб-ка и в чем состоят ключевые воздействия на нее – такие, от которых зависит переход системы в целом в новое качество, на более высокий уровень системного развития? Также в определенной

логической связи с третей из обозначенных выше проблем нахо-дятся пятая проблема. Она вместе тем представляет собой отдельный, достаточно сложный вопрос, требующий специального обслуживания, о связи созревания и обучения, задатков и спос-ей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения реб-ка. Развитие психологических свойств и особенностей чел-ка нельзя представить таким образом, что в течение определенного времени они отсутствуют, а затем внезапно возникают как бы из ничего. Скорее процесс развития представляет собой последовательность непрерывного сменяющих друг друга со-стояний, и в нем всякое новое свойство или переходит его на более высокий уровень развития предваряется существованием того же самого свойства в зародыше и постепенным эволюционным или быстрым революционным его изменениям. За долго до того, как некоторое свойство открыто проявит себя вовне, в форме высокоразвитого качества, должен существовать довольно длительный период его скрытого преобразования. при-менительно к большинству психологических свойств и особенно-стей реб-ка мы почти ничего не знаем об этих периодах. Это еще одна из довольно сложных научных проблем педагогической психологии. С ней, в частности, связана также представляемая в качестве относительно сам-ой проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая ее, необходимо не только точно определить, что фактически означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, но также выяснить, в каком смысле слова следует эту готовность понять. В тесной связи с только что обозначенной стоит проблема педагогической запущенности реб-ка, под которой следует иметь в виду его неспособность к усвоению пед-их воздействий и ускоренному развитию, вызванную преходящими, устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития реб-ка плохо, и воспитывали. Как отличить безнадежно отсталого в развитии реб-ка от пед-ки запушенного, чтобы, создать последнему социально – психологи-чески благоприятные условия, ликвидировать его отставание в развитии, предотвратить тем самым попадание данного реб-ка в разряд безнадежно отсталых? Ёще одна психолого – пед-кая про-блема – это проблема обеспечения индивидуализации обучения. Под ней понимается необходимость научно обоснованного разде-ления детей по группам на основе имеющихся у них задатков и спос-ей и применения к каждому ребе-у таких программ и методов обучения или воспитания, которое лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям. Решение перечисленных психолого – пед-их проблем требует от учителя или воспитателя профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания и навыки. Этого всего явно недостает большинству педагогов, ныне занятых обучением и воспитанием детей, так как в программы вузовкой подготовки учителей психологии пока что не вошла во всем объеме тех сведений, которыми она располагает и которые могут оказаться полезными педагогу в его практической работе. В этой связи возникает дополнительная психолого – пед-ая проблема, связанная с повышением квалификации и переподготовки учителей и воспитателей в области психологии. Определение содержания, объема средств и методов такой подготовки также составляет одну из задач педагогической психологии.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *