Обученность и обучаемость

Рассмотрим 2 понятия (обученность и обучаемость), которые применяются при оценке эффективности обучения. Обученность характеризует наличный результат обучения; связана с системой ЗУНов, способов деятельности, соотносится с уровнем актуального развития. Обучаемость связана с потенциалом ребёнка, с его готовностью воспринять новое, с его восприимчивостью, самостоятельностью, инициативностью. Обучаемость связана с зоной ближайшего развития.Многие психологи рассматривают понятие обучаемости как восприимчивости к обучению. Обучаемость — это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения, те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости. Среди слагаемых этого ансамбля отмечаются обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мыслительных процессов (легкость или трудность приспособления к изменяющимся условиям задач), смысловая память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления. Исследователи выделяют типы учащихся с различной обучаемостью. Разумеется, обучаемость — не постоянное и неизменное качество, не есть нечто раз и навсегда предопределенное, она развивается и совершенствуется в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью. Поэтому относительно низкий уровень обучаемости отдельных школьников никак не освобождает учителя от необходимости всемерно развивать мыслительные способности этих учащихся, стремиться к полноценному усвоению ими учебного материала. Однако, как показывают исследования, индивидуальные различия в обучаемости столь велики, что невозможно категорий учащихся. Установлено, что оптимальным для учащихся с ярко выраженной повышенной обучаемостью будет обучение по расширенной и более сложной по содержанию программе. Преподносить материал надо на основе максимальной реализации принципа проблемности в обучении. Таким учащимся достаточно относительно небольшой помощи со стороны, направленной на раскрытие основных, прин-ципиально новых методов решения проблем. На основе тща-тельного анализа психологических особенностей школьников с пониженной обучаемостью (или, иначе говоря, с замедленным темпом развития), особенностей их познавательной деятельно-сти, интеллектуальной сферы, а также некоторых особенностей их личности, были психологически обоснованы некоторые пути предупреждения и преодоления стойкой неуспеваемости, опре-делены оптимальные пути их обучения. Здесь необходимо учитывать замедленный темп формирования обобщенных знаний, создать единые условия обучения, равно оптимальные для всех интеллектуальную пассивность, повышенную утомляемость при интеллектуальной деятельности. Оптимальным для этой категории школьников является обучение в несколько замед-ленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала), с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений, большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приемов решения. Постепенно можно уменьшать помощь со стороны и так же постепенно повышать степень трудности задач. Большее внимание должно быть уделено мотивационно- занимательиой стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов. Характерной особенностью работы с этими учениками должно быть не пассивное при-способление к слабым сторонам их психики, а принцип активного воздействия на умственное развитие этих школьников, чтобы добиться максимального их развития. Воспитателю и учителю следует активно противодействовать сложившемуся у некоторых детей представлению о собствен-ной посредственности, неспособности и даже неполноценно-сти. Не обучение подстраивается под индивидуальные особенности такого ученика, а скорее ученик подстраивается под постепенно убыстряющийся и усложняющийся процесс обучения.

i-po.ru » Шпаргалки для студента » Ответы по педагогической психологии
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *